Эдвард Бах (Edward Bach) родился в 1886 году в Англии. Он начал свою медицинскую практику в 1912 г. как хирург и бактериолог, затем увлекся гомеопатией и, наконец, создал собственную систему диагностики и терапии, основанную на использовании цветочных настоев и отваров (flower remedies), которые также часто называют цветочными эссенциями (flower essences).
Механизм действия цветочных эссенций в настоящее время до конца не изучен. Согласно преобладающей версии, он основан не на химических свойствах компонентов растений, а на переносе информации от цветов к реципиенту с помощью воды.
Идеи, высказанные доктором Бахом в его работах , нельзя назвать принципиально новыми, однако они достойны внимания, поскольку именно на их основе он разработал оригинальную систему диагностики и терапии.
Доктор Бах исходил из того, что каждый человек приходит в этот мир, будучи уже наделенным какой-то своей целью – основным уроком, который ему необходимо усвоить. Для того чтобы реализовать эту индивидуальную цель, человек должен следовать велениям своей души. Пока душа и разум пребывают в гармонии, человек здоров и живет полноценной насыщенной жизнью. Болезнь же возникает в результате конфликта между душой и разумом, когда разум, охваченный гордыней и вовлеченный в навязанные извне желания, не слышит голоса души. Также существенную роль в мировоззрении Баха играет принцип единства, который заключается в понимании и принятии единства и взаимосвязи всего сущего.
Для того чтобы помочь устранению конфликта души и разума и восстановить диалог между ними, Эдвард Бах решает использовать водные настои и отвары различных цветов, причем разведенные во много раз, что характерно для гомеопатии. По его мнению, такие цветочные препараты способствуют развитию определенных добродетелей, недостаток которых и является основной причиной вышеупомянутого конфликта. Например, склонность к диктату и ограничению свободы других людей – это отрицательная черта, для устранения которой необходимо развивать добродетели любви и симпатии, и в этом, согласно работам Баха, должна помочь эссенция из цветов цикория.
Переосмыслив идеи основоположника гомеопатии Ганемана (Hahnemann), доктор Бах заменяет его знаменитое высказывание «Подобное лечится подобным» на «Подобное вытесняется подобным». Согласно этому же принципу вытеснения, считает Бах, действуют не только гомеопатические препараты, но и сама болезнь, способствуя гармонизации взаимоотношений души и разума. Цель болезни, по мнению Эдварда Баха, – заставить человека отказаться от неверных действий и суждений. Таким образом, для людей с вышеупомянутой склонностью к диктату будут характерны болезни, заставляющие их осознать собственную беспомощность, когда человек ощущает себя «рабом своего тела».
Терапия Баха отличается от классической гомеопатии тем, что в ней не используются высокие степени разведения и тем, что даже не разведенный препарат абсолютно безвреден и не вызывает каких-либо болезненных симптомов, поскольку задача этой терапии – не вытеснять болезнь «одноименным» информационным воздействием, а наполнять человека «поднимающими духовность вибрациями» и способствовать развитию недостающих добродетелей. В итоге это должно приводить к устранению конфликта души и разума, и как следствие – к исцелению. Бах писал о действии цветочных эссенций так: «Они лечат, не атакуя болезнь, а наполняя наши тела прекрасными вибрациями нашей Высшей Сущности, в присутствии которой болезнь тает, как снег на солнце».
Общеизвестно, что основой успешного лечения является качественная диагностика и грамотный выбор методов терапии и лекарственных средств. Это утверждение справедливо и при использовании цветочных эссенций. Специалисту необходимо знать их действие и уметь оценивать состояние пациента. Поскольку Эдвард Бах видел причину заболеваний в конфликте души и разума, то неудивительно, что методы диагностики по его мнению заключаются в исследовании психического мира человека. Наблюдая за своими пациентами, доктор Бах стал разделять их на типы в зависимости от характера, поведения и способа реагирования на их собственную болезнь. Таким образом, он постепенно создавал свою систему психотипов и классификацию наиболее характерных психоэмоциональных состояний. Итак, психотип пациента и его преобладающее психоэмоцинальное состояние стали основными диагностическими критериями системы Эдварда Баха.
В конечном итоге доктор Бах выделил 38 психоэмоциональных состояний, каждому из которых соответствовал один из его препаратов. Эти состояния были распределены по семи группам:
• страх
• неуверенность
• недостаточный интерес к окружающему
• чувство одиночества, ненужности
• чрезмерная подверженность чужим влияниям
• безнадежность и отчаяние
• склонность к диктату и чрезмерной опеке
«Капли Баха» можно не только принимать внутрь, но и использовать наружно (компрессы, ванны, массаж) .
Чтобы оценить эффективность использования цветочных эссенций, иногда требуется несколько недель, однако обычно реципиент может ощутить действие препарата через несколько минут после приема внутрь или нанесения на кожу, что также является одним из критериев правильного выбора эссенции и места воздействия (при наружном применении). Терапевтический эффект правильно подобранной цветочной эссенции или их комбинации – это психофизиологический отклик организма реципиента, заключающийся в изменении мышечного тонуса, эмоционального фона, мировосприятия, зачастую сопровождающийся исчезновением различных хронических соматических заболеваний при регулярном длительном использовании (от нескольких недель до нескольких месяцев).
Таким образом, цветочные эссенции могут успешно применяться как самостоятельный вид лечения или в сочетании с другими видами терапии. Их способность оказывать значительное воздействие на психоэмоциональную сферу является весьма ценной как для практикующих психологов и психотерапевтов, так и для врачей-медиков.
Литература
1. Boris C. Rodriguez, Edward Bach’s system of diagnosis and therapy. – Twelve Healers Trust, 2009.
2. Edward Bach, Heal thyself. – CW Daniel, 1931.
3. Edward Bach, Some fundamental considerations of disease. – Homoeopathic world, 1930.
4. Edward Bach, Ye suffer from yourselves. – CW Daniel, 1931.
5. Edward Bach, Free thyself. – CW Daniel, 1932.
6. Edward Bach, The twelve healers. – CW Daniel, 1936.
7. Daniele Lo Rito, Bach flower massage. – Healing arts press, 1997.
Смирнов С.С. (
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
)
12 целителей
Эдвард Бах считал, что каждому человеку от рождения присущи определенные склонности, которые в дальнейшем могут развиться как в пороки, так и в добродетели – в зависимости от окружающих человека условий и его решений с вытекающими из них последствиями. Бах называл эти врожденные склонности первичными типами личности (primary personality types) [2]. Например, человек с одним врожденным типом будет склонен к такому пороку как равнодушие и уроком для него является развитие в себе добродетели сочувствия; для другого врожденного типа наиболее вероятной будет пара «ограничение – любовь» и т.д. В итоге Бах выделил 12 первичных типов личности с характерными для них возможными пороками и недостающими добродетелями, и для каждого из этих типов им был подобран цветок-целитель. Этот набор из двенадцати цветочных эссенций получил название «12 целителей» (twelve healers).
Таблица 1 – Двенадцать целителей
Порок | Добродетель | Целитель |
Ограничение | Любовь | Цикорий (Chicory) |
Боязнь, опасение | Симпатия | Губастик (Mimulus) |
Беспокойство | Спокойствие | Репешок (Agrimony) |
Нерешительность | Стойкость | Дивала однолетняя (Scleranthus) |
Равнодушие | Доброта | Клематис (Clematis) |
Слабость | Сила | Золототысячник (Centaury) |
Недоверие | Понимание | Горечавка луговая (Gentian) |
Чрезмерная восторженность | Терпимость, устойчивость | Вербена (Vervain) |
Невежество, глупость | Мудрость | Цератостигма Уилмотта (Cerato) |
Нетерпеливость, раздражительность | Прощение | Бальзамин железистый (Impatiens) |
Страх, ужас | Смелость, отвага | Солнцецвет монетолистный (Rock rose) |
Печаль | Радость | Турча болотная (Water Violet) |
В своих работах Эдвард Бах приводит более подробные описания первичных типов личности при патологическом варианте их развития, т.е. при неразвитых добродетелях. Вот, например, описание людей с пороком «ограничение» (restriction), цветком-целителем для которых является цикорий.
Стремятся использовать других в своих целях, стяжатели. Говорливы и утомляют своей болтовней окружающих. Плохие слушатели, постоянно переводят тему разговора к сфере своих собственных интересов. Заставляют других беспокоиться по всяким пустякам – создается впечатление, что они стремятся не давать окружающим ни отдыха, ни покоя. «Зациклены» на себе (self-centered), с тяжелым нравом, озабочены только своими делами. Их живость, поначалу кажущаяся привлекательной, потом всем быстро надоедает.
Им нужна компания, они ненавидят одиночество, а по сути – боятся его, поскольку зависят от других в плане подпитки жизненными силами (vitality). Для того, чтобы привлечь к себе внимание и вызвать сочувствие, любят пожаловаться на жизнь и рассказать о своих проблемах и вообще – пожалеть себя. Могут симулировать болезнь, чтобы вызвать жалость и внимание окружающих. Если они не в состоянии получить желаемое, то становятся злобными, мстительными и жестокими. Упорны в достижении своих целей. Очень требовательны к друзьям и близким и, хоть и не всегда осознанно, «тянут» из других много жизненных сил.
Часто худые и бледные, с жирной кожей, чувствительны к холоду. Характерны хронические головные боли, нарушение пищеварения, запоры, простуды и воспаления верхних дыхательных путей, раздражительность. Беспокойство и волнение сильно действуют на них и часто вызывают дискомфорт или боль в животе. Аппетит повышен.
Препарат [эссенция из цветов цикория] помимо устранения симптомов у пациентов данного типа, стимулирует в них сочувствие к другим, что соответствует их уроку: переключить свое основное внимание с себя на окружающих, и таким образом, благодаря этому сочувствию к своим жертвам, они прекратят агрессивные действия и смогут посвятить себя служению тем, кого они раньше лишали жизненных сил.
Их урок – через преданность другим стать неэгоистичным (selfless).
В центр структуры личности Бах помещал божественную любовь, сравнивая ее с Солнцем, а в первом, окружающем ее слое находился первичный тип личности со свойственными ему парами «порок-добродетель». Изначально Бах ограничился такой моделью, считая основным методом лечения развитие недостающих добродетелей при помощи цветочных эссенций и собственных «духовных и ментальных усилий» пациента: осознание истинной причины болезни как конфликта души и разума, усмирение гордыни и приятие окружающего мира, понимание принципа единства и взаимосвязи всего сущего, признание наличия в себе божественного начала (divinity) .
7 помощников
Затем в процессе практики доктор Бах обнаружил, что в ряде случаев бывает сложно определить первичный тип личности пациента, поскольку он может «смазываться» и маскироваться «жизненными стратегиями», которые возникают как неэффективный (в долгосрочном плане) результат работы защитно-адаптационных систем и проявляются в «зацикленности» человека на использовании какой-то одной поведенческой стратегии – например, постоянно стремящийся доминировать автократ, педантичный упрямый идеалист или упорно и терпеливо тянущий свою ношу трудяга.
В одной из своих статей Бах описал это такими словами:
Многие пациенты настолько привыкли к своей болезни, что она начинает казаться частью их собственной сути, усложняя распознавание их подлинной личности; вместо поиска исцеления они изменили и приспособили свою жизнь в соответствии со своей болезнью… Такие люди теряют значительную часть своей индивидуальности, своей личности, и нуждаются в том, чтобы им помогли выйти из тупика, в который они забрели.
Первичный тип личности, как правило, хорошо выявляется у детей и на них же 12 целителей обычно оказывают более выраженное действие, чем на взрослых . Это обусловлено тем, что у детей первичный тип личности еще не закрыт защитной скорлупой фиксированных жизненных стратегий.
Эдвард Бах разделил таких пациентов с «замаскированным» первичным типом личности на две группы: «красные» и «бледные» пациенты, для каждой из которых затем выделил по 3 препарата-помощника. А в конце этих изысканий Бах описал еще один препарат-помощник из дикого овса, который он считал почти универсальным средством, необходимым большинству пациентов, т.к. этот помощник давал возможность человеку «почувствовать почву под ногами», помогал ему в поиске самого себя.
Лично у меня разделение пациентов на «красных» и «бледных» вызвало ассоциацию с известной стресс-реакцией «борьбы или бегства» (fight-or-flight).
Таблица 2 – Семь помощников
«Бледный» пациент | «Красный» пациент |
Утёсник европейский (Gorse) – потерявший надежду, отчаявшийся, замкнутый, винящий себя. | Вереск (Heather) – болтун, ищет внимания, чувствует себя в изоляции от других, да и от себя тоже и для компенсации болтает, теряя нить разговора и смысл. |
Маслина (Olive) – истощенный и сдавшийся, уже практически без эмоций, апатия. | Родниковая вода (Rock water) – ригидный педантичный идеалист с высоким самомнением и высокими требованиями к себе и другим. |
Дуб (Oak) – молча и упорно тянущий свою ношу трудяга, считает, что жизнь – тяжелая борьба. | Виноград (Vine) – стремящийся доминировать автократ, диктатор. |
Дикий овес (Wild oat) – «Потерявшийся», запутавшийся, не знающий, какому делу себя посвятить. |
Итак, предназначение препарата-помощника – высвободить пациента из хронической тупиковой ситуации, восстановить его индивидуальность и тогда уже для его лечения можно использовать препараты из разряда целителей.
Продолжение следует…
Литература
1. Edward Bach, Some fundamental considerations of disease. – Homoeopathic world, 1930.
2. Boris C. Rodriguez, Edward Bach’s system of diagnosis and therapy. – Twelve Healers Trust, 2009.
3. Edward Bach, Some fundamental considerations of disease. – Homoeopathic world, 1930.
4. Edward Bach, Heal thyself. – CW Daniel, 1931.
Смирнов С.С. ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )
Комментарии |
|
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."
< Предыдущая | Следующая > |
---|