Get Adobe Flash player
Главная страница Научная медицина Хрипун Алексей Валерьевич о инсультах и инфарктах
Хрипун Алексей Валерьевич“Об инсультах и инфарктах. Они могут отступить…” (журнал “Национальные приоритеты” № 140-141 9 июля 2010 г.)

На вопросы отвечает, директор Ростовского Областного сосудистого центра кандидат медицинских наук Хрипун Алексей Валерьевич.

Болезни сердечно-сосудистой системы стали в наши дни основной социально-медицинской проблемой России. Например, инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения) у нас ежегодно переносят около 450 тысяч человек. По статистике, в течение первого года после развития инсульта умирает около 50 процентов больных, и лишь 8 процентов выживших восстанавливаются и возвращаются к работе. Чтобы снизить остроту проблемы, в России разработана Федеральная программа по профилактике сердечнососудистых заболеваний.

В рамках ее реализации при Ростовской областной клинической больнице в прошлом году был создан Областной сосудистый центр, который возглавил кандидат медицинских наук Алексей ХРИПУН.

 

- Алексей Валерьевич,   почему именно Ростовская область вошла в Федеральную программу по профилактике сердечнососудистых заболеваний?
- Не только Ростовская область. Программа уже реализована на территории 24 субъектов Российской Федерации. В нашем регионе население стремительно стареет. Его средняя прослойка относится к старшей возрастной группе. Иначе говоря, к тем, кому за сорок. Это, конечно, можно объяснить. Ростовская область – не Крайний Север, куда приезжают молодыми, чтобы потом, ближе к пенсии, возвратиться на Родину, в теплые края. Но объяснение, даже аргументированное, – не повод сидеть сложа руки. Демографическая ситуация в стране и на Дону нуждается в коррекции. Не влияя на смертность, а лишь стимулируя рождаемость, мы не можем в полной степени гарантировать рост населения. Мы все-таки должны поддержать опору общества, а именно тех людей, кому сегодня за сорок. Необходимо решительно уменьшить их инвалидизацию. Причем реально, а не за счет бюрократических уловок с отчетностью. Инвалидизация же от сердечнососудистых заболеваний в России — самая высокая. Травмы и те не дают столь высокого процента инвалидов, как инфаркты и инсульты. Поэтому, чтобы снизить в стране смертность, правительство, несмотря на кризис, деньги на Федеральную программу по профилактике сердечно- сосудистых заболеваний выделяет в полном объеме.

- На наш взгляд, один лишь областной сосудистый центр обострившуюся на Дону проблему не решит…
- Федеральная программа предполагает создание как регионального, в нашем случае – областного, так и первичных сосудистых центров. На Дону таких первичных центров шесть. Говоря военным языком, они прикрывают наиболее густонаселенные пункты: Таганрог, Шахты, Каменск- Шахтинский, Волгодонск, Новочеркасск и Ростов-на-Дону (БСМП-2). В итоге во многом благодаря нашему министру здравоохранения Татьяне Быковской в области создана своеобразная медицинская вертикаль. Мы же, войдя в структуру Областной клинической больницы, получили возможность взаимодействовать со всеми больницами, в которых существуют первичные центры. Упростился перевод к нам больных из районов, ускорилось оказание первой помощи. А временной фактор при инсультах и инфарктах имеет принципиальное значение. Чем меньше временной задел от момента развития заболевания до момента оказания медицинской помощи, тем лучше результат.

- Но ведь инфаркт и инсульт – это разные заболевания.
- Патология разная, а временные рамки оказания первой помощи близки. Вообще же инфаркт и инсульт – самые больные точки в нашем здравоохранении. К большому сожалению, помощь больным инсультом сегодня практически не оказывается. Во всяком случае та, которая должна быть.

- А какая должна быть помощь?
- Начнем с того, что 100 процентов больных с инсультом должны госпитализироваться. Однако не только в Ростовской области, но и в России в целом эта проблема не решена. С инфарктом проще. В семидесятые годы Евгений Иванович Чазов для оказания помощи больным с инфарктом сумел продвинуть создание при больницах блоков интенсивной терапии. Тогда же была создана «скорая помощь», которая абсолютно всех больных с инфарктом госпитализировала. Так, в лечении инфаркта миокарда был сделан большой прорыв. То же самое в наши дни переживает неврология в отношении инсульта.
Конечно, в кардиологии тоже есть пробелы, которые надо заполнять. На мой взгляд, оказываемая помощь должна быть более современной. Речь, в частности, о восстановлении кровотока коронарных артерий с помощью метода постановки стентов. Это устройства, которые восстанавливают проходимость артерии в острейший период развития инфаркта миокарда. Стенты позволяют полностью предотвратить развитие болезни. По большому счету сосудистые центры и создаются для того, чтобы предотвращать инфаркты, а не лечить их последствия.
С инсультами то же самое. Если привезти больного в так называемые золотые четыре с половиной часа, то при определенных условиях мы можем провести тромболизическую терапию. То есть тромб в сосудах растворить. Восстановив таким образом кровоток, можно уменьшить зону инсульта, а зачастую и полностью его предотвратить. У нас в центре такие случаи уже были.
В реанимациюИз приемного отделения пациент сразу доставляется в реанимацию.

- То есть излечивали инсульт без операции?
- Не совсем так. Тромболизис – тоже операция, только проводится без хирургического вмешательства. Внутривенно вводится тромболитик, который растворяет тромб. Это растворение – своего рода управляемая агрессия внутри организма. Она разрушает тромб. Однако больные должны знать, что не всякий тромб можно растворить. Поэтому прежде чем проводить тромболизис – обязательно проводим компьютерную томографию головного мозга. И иногда скоропомощной этап полностью отсекается.

- Интересная идеология оказания медицинской помощи.

- Она многоэтапна. А начинается с того, что привезенному в стационар на машине «скорой помощи» больному сразу же делаем томографию головного мозга. Дальше вырабатываем тактику лечения. Либо делаем тромболизис, либо помещаем больного в отделение реанимации и выполняем необходимый объем лечения, чтобы развитие болезни приостановить.

- Алексей Валерьевич, ваш сосудистый центр существует всего лишь год. Многого ли добились?

- Прошедший год для нас был подготовительным. Проводили дооснащение, подготовку кадров, ремонтировали помещения центра, определяли структуру. Все делали очень быстро – во многом благодаря поддержке руководства больницы и, в частности, главного врача Областной клинической больницы Владимира Григорьевича Мелешкина. В целом же период становления был достаточно тяжелым. Да, честно говоря, он все еще продолжается. Подбираем кадры, обучаем их на различных центральных базах. Нарабатываем тактические навыки. Ведь все, что начинаем делать, по большому счету пионерство. То есть раньше этого не было. До нас системное лечение инсульта с помощью тромболизиса в Ростовской области вообще не проводилось. Были лишь единичные случаи.

Трехмерная реконструкция сосудов с помощью ангиографа.

Трехмерная реконструкция

- Может быть, потому единичные, что не было необходимых лекарственных препаратов?

- Препараты были. Они те же самые, что используются для лечения инфаркта миокарда. К тому же в последнее время появились и препараты российского производства. Правда, пока они используются ограниченно, так как проходят испытания, но в будущем возможно широкое применение, а значит, удешевление лечения.
Вообще же тромболизис – международное ноу-хау. Ему от роду около семи лет. Ретрограды в неврологии решительно отвергают эту методику. Считают, что это вредная процедура, опасная сама по себе. К сожалению, неврология – наука очень консервативная. И прогрессивная мысль там с трудом пробивает дорогу.

- Алексей Валерьевич, а у вас есть статистика инсультов и инфарктов в Ростовской области? Сколько их происходит, скажем, в месяц или год?
- Безусловно, такая статистика есть. Инфарктов происходит где-то 3,5 — 4 тысячи в год, а инсультов — около 14 тысяч. И это только в Ростовской области.

- Насколько правилен совет, что если у человека два дня подряд артериальное давление 140/90 мм ртутного столба, то ему надо немедленно обращаться к врачу, чтобы не заработать инсульт? Как определить: подвержен ли человек инсульту?

- Есть так называемые немодифицируемые факторы риска, на которые мы повлиять не можем, модифицируемые, где изменения возможны. К немодифицируемым относятся: пол, возраст и наследственная предрасположенность. Мужчины более расположены к атеросклерозу и инсульту, нежели женщины. Кроме того, с возрастом атеросклероз прогрессирует. Наконец, если ваши родители болели атеросклерозом или ишемической болезнью сердца, то высока вероятность возникновения этой болезни и у вас.
Теперь о модифицируемых факторах. Это высокое давление, курение, переедание, избыток жирной пищи в рационе. Согласитесь, от курения, как и от жирной пищи, вполне можно отказаться и тем самым обезопасить себя от болезней. Что же касается артериального давления, то сам по себе факт его подъема уже является фактором риска для развития инсульта, а равно как и любой другой сосудистой катастрофы. При высоком давлении возникает нестабильность атеросклеротической бляшки. И она может разорваться, закупорить сосуды. Так что обратиться к врачу при вы- соком артериальном давлении будет нелишне.

В операционной счет идет на секунды.

Счет на секунды
- Скажите, как вы взаимодействуете со службой «скорой помощи»? Ведь в современных условиях доставить больного в течение «золотых» четырех с половиной часов чрезвычайно трудно. И в районах области, в связи с отдаленностью, и в Ростове, где автомобильные пробки чуть ли не на каждом светофоре.
- Занимаясь лечением больных с инсультом и инфарктом миокарда, мы, находящиеся у истоков создания областного сосудистого центра, определили для себя два направления работы. Первая – «скорая помощь», второе – работа с населением. Проблема быстрой доставки больных с инсультом в лечебные учреждения сегодня просто колоссальная. Уверен, что в ближайшем будущем система «скорой помощи» подвергнется модернизации. Что делаем сегодня? Проводим встречи с работниками «скорой помощи», вырабатываем тактику действий. В то же время стараемся использовать любую возможность, чтобы проинформировать население: куда и когда обращаться, при каких симптомах. Эта встреча с вами также позволит донести важную информациюдля какой-то части жителей Дона. Например, о том, что каждый человек должен контролировать свое артериальное давление.

- Но вот беда случилась. Как определить ее начало?

- Симптоматика такая: головокружение, выраженная головная боль, которая ничем не купируется, сопровождающаяся высокими цифрами давления. При этой симптоматике надо незамедлительно вызывать «скорую помощь».

64-срезовый томограф позволяет врачам сделать исследования за несколько минут.


Тамография
- Алексей Валерьевич, в ваш региональный сосудистый центр больные поступают только из других центров и больниц или в том числе по «скорой помощи»?
- К нам реально привозят больных с инсультом из Советского и Железнодорожного районов Ростова-на-Дону. Причем только за последние две недели нами сделано три тромболизиса.
Все-таки успели! Самому старшему мужчине – семьдесят восемь лет.

- Серьезный возраст. Выходит, возрастных ограничений для тромболизиса не существует?

- Современная медицина – доказательная. Так вот, согласно проведенным исследованиям, тромболизис можно использовать до 80 лет. Правда, недавно появились и результаты других исследований. Согласно им, тромболизис не менее успешен и для людей старше 80 лет. Однако в нашей стране это пока лишь обсуждается.

- Расскажите о структуре вашего центра. Сколько пациентов здесь могут проходить лечение?
- У нас есть приемное отделение, созданное специально для сосудистого центра. То есть сегодня в Ростовской областной клинической больнице два приемных отделения. Наше призвано выделить в потоке поступающих больных тех, кому требуется неотложная помощь. В нем есть кабинет компьютерной томографии. Здесь же можно снять кардиограмму, провести ультразвуковое исследование сердца. Все это экономит время, позволяет позднее не только спасти многих больных, но и вернуть их к полноценной жизни. Из приемного отделения больные поступают либо в отделение острого нарушения мозгового кровообращения, либо в отделение неотложной кардиологии — 50 коек. Далее, отделение реанимации на 12 коек. На его базе создана лаборатория. В отделении реанимации все койки обеспечены современным оборудованием. Это и аппараты искусственной вентиляции легких, и система мониторного наблюдения, и еще целый ряд других. Тем самым обеспечивается эффективная реанимационная поддержка. Третий этаж девятиэтажного корпуса занимает отделение острого нарушения мозгового кровообращения. Здесь могут разместиться 60 больных. В отделении тоже есть реанимационный блок на 12 коек, куда сразу помещаются больные с инсультом после проведенной компьютерной томографии. Остальные 48 коек предназначены для ранней реабилитации больных. Этот принцип нами взят из зарубежного опыта, в частности, Англии и Франции.
Есть еще отделение рентгенохирургической диагностики и отделение сосудистой хирургии на 30 коек. Последнее в какой-то степени уникальное отделение, так как в нем трудятся и сосудистые хирурги, и нейрохирурги. Их работа направлена на восстановление у больных кровообращения в сосудах головного мозга. Сегодня это стало делать намного легче, ведь по федеральной программе мы получили самое современное оборудование, позволяющее не только проводить сложнейшие нейрохирургические операции, но и с помощью трехмерной нейронавигации получить картинку состояния головного мозга, не вскрывая черепной коробки больного. Это просто фантастика.

- На одной из пресс-конференций областной министр здравоохранения Татьяна Быковская сказала, что современного оборудования в больницах становится все больше, да только не все врачи пока умеют на нем работать. Как в вашем центре решается кадровая проблема? Все ли специалисты владеют навыками работы на сложнейшем оборудовании, которым оснащен сосудистый центр?

- Проблема с кадрами стоит остро в любом медицинском учреждении. У нас она тоже присутствует. Хотелось бы, конечно, побольше иметь высококлассных специалистов, однако, даже те, что есть, обеспечивают эффективную  работу центра. Оборудование, которое нами получено, не стоит без дела, а исправно функционирует, помогая врачам возвращать пациентам здоровье. Благодаря тому, что у нас много первоклассных специалистов, мы можем оказывать помощь больным круглосуточно. Там же, где все держится на одном человеке, такой возможности нет.

- Скажите, многие ли врачи центра занимаются научной работой, имеют ученые степени?

- Научная работа ведется. Мы взаимодействуем с медицинским университетом, распространяем опыт, который, по сути, уникален и достоин обсуждения на самом высоком уровне. Что касается ученых степеней… Все заведующие нашими отделениями – кандидаты медицинских наук. Хотя я считаю, что это большое упущение, они должны быть докторами наук. Все для этого есть. Но здесь, наверное, мне надо начинать с себя.

- Сколько больных уже пролечились в областном сосудистом центре, и какой у вас процент полного восстановления больных после инсульта?

- За 2009 год нами пролечено 600 больных с инсультом и около 200 с инфарктом миокарда, из них 180 — с использованием хирургических методов лечения. Конечно, это мало, если брать глобальные цифры: 3500 больных с инфарктом по области – 200 пролечено. Но предлагаю посмотреть на ситуацию под другим углом. Рассмотрим опыт такой небольшой страны, как Израиль. В этом государстве 6,5 миллиона населения и 25 кардиологических центров. Из них 23 выполняют операции на коронарных сосудах. Охват населения хирургическими методами лечения при инфаркте миокарда – 100 процентов. То есть государство полностью закрыло эту проблему. У нас же на 4,5 миллиона жителей Ростовской области всего один центр, способный выполнять такое же хирургическое вмешательство, как в Израиле. Мы только начинаем решать проблему, которую там уже давно решили.
Что же касается полного восстановления больных после инсульта, то пока об этом говорить сложно. Мы ведь проходим начальный этап работы центра. Но чем больше оказываем помощь нуждающимся в острейший период, тем лучше результат.
Реабилитационный период больных, перенесших инсульт, очень сложен. К тому же именно здесь мы сталкиваемся с острейшей кадровой проблемой. Необходимо формировать многофункциональные бригады, включающие невролога, логопеда, специалиста по кинезитерапии, психолога, врача по лечебной физкультуре, социального работника. То есть это те специалисты, которые каждый день должны работать с одним пациентом. Однако создать нужное количество рабочих мест и заполнить их профильными специалистами – не получается. К примеру, если врачи-логопеды у нас есть, то врачей ЛФК не хватает. В Ростове эта специальность оказалась настолько востребована, что специалисты нарасхват.

- Алексей Валерьевич, принимает ли ваш центр пациентов из глубинки?
- Разумеется. Ведь структурно наш региональный сосудистый центр является подразделением Ростовской областной клинической больницы. В нем может лечиться любой житель Ростовской области. Только надо помнить о целесообразности. Больным с инфарктом и инсультом требуется неотложная помощь. Ее быстрее могут оказать в районных больницах. Другое дело, если в какой-то из больниц возникает проблема, и требуется наша помощь. Тогда мы либо принимаем сложных больных у себя, либо проводим консультации в режиме онлайн. Бывает даже так, что больных доставляют к нам санитарной авиацией.

- А разве при областной клинической больнице есть площадка для вертолетов?

- Нет. Да, наверное, в наших условиях она и не нужна. Зачем? Сегодня экономически выгоднее увеличивать количество первичных сосудистых центров, чем количество вертолетов санитарной авиации. Именно первичные центры принимают на себя главный удар. И именно они способны вернуть людям здоровье в критические четыре с половиной часа, проведя, к примеру, тот же тромболизис. Наш же региональный центр оказывает высокотехнологичную помощь, принимая самых тяжелых больных из других центров и больниц.
Вообще же, на мой взгляд, нынешняя федеральная программа оказания помощи больным, перенесшим сосудистую катастрофу, достаточно продуманная. И главное – в ней заложена возможность дальнейшего развития выстраиваемой системы медицинской помощи. И это очень важно.

Автор: беседу вели Александр АГАФОНОВ и Анатолий МАКСИМЧУК
Фото: Валерий МАТЫЦИН

Комментарии
Поиск
елена ушинина   |2016-10-19 18:56:27
искренняяблагодарность Алексею Валерьевичу.Ирине Владимировне Кладовой,Наталье Николаевне Темниковой за самоотверженный труд на благо людей,за спасение жизни.Да благословит вас Господь на вашем трудном поприще.
admin  - Благодарность коллективу ростовского сосудистого ц   |2011-06-01 16:41:00
avatar Выражаю искрению благодарность Алексею Валерьевичу, а также моему лечащему врачу Железняк Надежде Леонидовне, кардиохирургу Акбашевой Марьяне Тахтаровне, которая поставила мне стент в правую коронарную артерию и всему замечательному коллективу Ростовского областного сосудистого центра.
Алексея Валерьевича по заслугам оценили и коллеги всей нашей страны. Алексей Валерьевич стал лауреатом национальной Премии в области кардиологии «Пурпурное сердце» От лица всех пользователей сайта "Здрава-Мир" поздравляю его с этой действит...
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Вы можете написать администратору: Написать письмо

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."