Get Adobe Flash player
Главная страница Архив новостей Среда обитания Выработка у ребенка отрицательного отношения к вредным привычкам
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Рефлексы, полученные в раннем возрасте и под­держиваемые в дальнейшем, остаются на всю жизнь.Этот научно обоснованный факт это использовалось в течение многих лет для борьбы с курением и алкоголизмом. Выработку отрицательного реф­лекса к курению следует начинать с двух-трехлетнего возраста.

Тактика ведения занятий по борьбе с курением в семьях, где есть курящие, и в семьях, где никто не курит, неодинакова. Рассмотрим сначала этот вопрос в отношении семьи, где этой вредной привычки нет ни у кого из ее членов. Смысл за­нятий с ребенком по выработке у него отрица­тельного отношения к курению сводится, как уже было сказано, к выработке отрицательного реф­лекса, и чем раньше мы начнем вырабатывать этот рефлекс, тем он будет более прочным и дей­ственным.

 

Гуляя по улице с малышом двух лет, доступным для данного возраста языком, следует рас­сказать, показывая* на курящего, что курение — плохое действие взрослого и подростка: «Дядя курит, это плохо, он заболеет...»

Двухлетний ребенок реагирует на беседу недо­умением, понимая, что это «плохо»... и этого пока вполне достаточно.

Говорить с ребенком нужно эмоционально, убе­дительно, подчеркивая слова «болен», «плохо».

Желательно беседовать о вроде курения не­сколько раз в месяц, поддерживая у ребенка не­гативный рефлекс. В 3 года беседа с ним может быть примерно такова: «Когда этот курящий дядя еще учился в школе, ему плохие мальчики дали сигарету, он закурил, быстро привык и не может отвыкнуть. Это очень плохо, у дяди будет слабое здоровье...»

В 4 года уже следует рассказать ребенку, что курение — вредная привычка, от которой трудно отвыкнуть, я называю детям это явление нарко­манией; это — болезнь, от которой очень трудно излечиться, и «жаль дядю: он долго жить не бу­дет. А наш папа — молодец, он сильный, воле­вой, поэтому не курит и будет здоровым...».

Не осуждайте меня за столь «умные» беседы-рассуждения, но рекомендованы они для ваших детей. Трех-чотырехлетиие дети после таких бесед задают массу вопросов: почему дядя делает плохо? почему его не могут вылечить? и т.. д. Подробно ответив на все эти вопросы, вы еще раз подчеркнете, что врачи, к сожалению, не могут вылечить куря­щих дядей и тетей, а поэтому и приходится им делать «плохо» — курить. Если бы этим дядям и тетям рассказывали, когда они были малень­кими, что курение -~ это болезнь, от которой трудно вылечиться, то, возможно, они не стали бы приобретать этой вредной привычки. Каждый раз при беседе подчеркивайте: лучше не начинать курить. Ответив на многочисленные вопросы ре­бенка (а они будут только в том случае, если бе­седа была убедительной), У вас невольно получит­ся довольно-таки длительный разговор с ним, а после этого для сохранения эмоционального рав­новесия ребенка переключите на что-то более приятное: всегда вокруг вас летают стайки воробьев , вот и расскажите малышу, как полезны, замечательны и трудолюбивы наши воробьи, по­наблюдайте вместе с ним за их поведением, по­кормите их, а они вам песенку споют.

Не забывая периодически подкреплять отрица­тельный рефлекс, следует с ростом малыша более подробно раскрыть ему тему о вреде курения и его последствиях, опять же доступным для дан­ного возраста языком.

Когда возраст ребенка приблизится к школьно­му (5—б лет), нужно сказать ему (не забывайте и девочек!), что тяга к курению у разных людей не одинакова, детям из семей, где курят родители, курили их дедушки, достаточно «попробовать» по­курить 1—2 раза и уже стать курильщиком, при­выкнуть, «заболеть», а детям из семей, в которых никто не курит и не курил, можно попробовать 2—3 раза и потом только привыкнуть к курению.

Почему, считаю, нужно говорить им это? Дело в том, что как бы мы ни убеждали, ни говорили с ребенком о вреде курения, желание попробо­вать у детей велико, и многие из них делают это.

Мой младший сын, получая пропаганду против курения с 2-летнего возраста, уже в школе (во 2-м или 3-м классе) спросил меня: «Мама, сколь­ко раз мне можно попробовать покурить, чтобы не стать наркоманом?» — «Учитывая, что папа у тебя не курит, не курил дедушка, тебе можно попробовать 2—3 раза; но надо ли это делать?»

Уже взрослого я спрашивала у пего: «Ты ког­да-нибудь пробовал курить?» — «Да, курил один раз, когда был маленький».

Курящие подростки или 10—12-летнпе куря­щие мальчики нередко являются для детей как бы примером по взросления, а сами курильщики этого возраста считают себя чуть ли не героями. Поэтому, проходя со своим ребенком мимо этих «героев», нужно сказать ему: «Посмотри: они ку­рят, считают себя героями, а сами в действитель­ности слабаки — попробовали курить и, не имея силы воли, стали наркоманами, больными...»

Сколько вопросов, возражений слышишь в от­вет: «Нет, Гена самый сильный, он всех бьет...» И надо быть подготовленным, уметь убедить ре­бенка в обратном.

«Запрещать дурачество есть то псе, что его по­ощрять... Что запрещено, того и хочется», — пи­сал еще в XVIII веке А. Н. Радищев («Путеше­ствие из Петербурга в Москву»).

Действительно, запреты, как таковые, никогда не были действенны, силу имеют лишь убеждения и наставления, вовремя сказанные ребенку.

Для детей, в семьях которых курят родители или один из них, беседа о вреде курения должна быть более частой, настойчивой, убедительной. Если в таких семьях не начать с раннего возрас­та вырабатывать у ребенка негативный рефлекс к курению, он с возрастом обязательно будет ку­рить, ибо беседы на эту тему в старшем возрасте бесполезны.

Они будут результативны только в том случае, когда «там», глубоко, где-то в «заначке» проснет­ся, вспыхнет та доминанта, которая была «зал жена» еще у совсем маленького человека.

Я не зря фиксировала ваше внимание что беседа о вреде курения,   проведенная  с ребенком , должна быть убедительной, и это можно лишь в том случае, когда вы   сами  знаете, что все то, о чем вы сказали  истина. И если это не так, то почувствуют в вашем разговоре  фальшь  наигранность и неуверенность все  беседы с ребенком будут бесполезны

Дети — сверхчувствительные  существа,легко разбираются в личности человека — с доб­рым быстро осваиваются, идут к нему, разговари­вают, от недоброго малыш держится подальше. Дети хорошо умеют различать наигранное от ис­креннего, идущего от сердца.

В романе «Анна Каренина» Л. Н. Толстой пи­сал: «Притворство в чем бы то ни было может обмануть самого умного, проницательного челове­ка, но самый ограниченный ребенок, как бы оно не было искусно скрываемо, узнает его, и отвер­нется».

Курящие родители, рассказывая ребенку о вре­де курения, должны указывать при этом на себя, рассказывая правду о том, как стали курить и как жалеют, что начали курить, как они «заболе­ли», а сейчас не могут отвыкнуть от этой при­вычки. Некурящая мама, проводя беседы с ребенком и указывая при этом на курящего от па, может ска­зать малышу: «Мне жаль папу, он болен и может долго не прожить...»

Представляю, как уже возмутились курящие, читая: «болен», «долго не прожить», выставляя свой довод в пользу «невинности» курения: «тот-то курил всю жизнь и прожил 70 лет». Возможно, но разве невозможно в этом случае предпо­ложить и другое: «если бы тот-то не курил, то прожил бы не 70 лет, а значительно больше — 100, а может быть, 120 лет. Человек может жить столько».

Почему такое возможно?

Мудрый ваш создатель — природа сделала так, что в половой клетке, в ДНК, закодировала все основные признаки человека: цвет глаз, свойство характера, конституциональную особенность орга­низма, долголетие, музыкальную способность и так далее и тому подобное. Сколько у нас таких генов? Сотни тысяч. Каждому человеку свойствен­но что-то свое — очень многое зависит от его на­следственности.

Но не думала природа, что человек способен заведомо вредить себе — пить, курить. Эти вред­ные факторы бесследно для потомства не прохо­дят: при наследовании признаков они «отклады­ваются» в генетической, иммунологической «па­мяти» организма и, как правило, ребенок уже рождается предрасположенным к курению и пьянству.

Вот почему в таком случае важно с раннего возраста ребенка исправлять «не совсем хорошее» наследование путем, выработки у него негативного отношения к курению и алкоголизму.

Применяя в течение многих лет такой метод борьбы с курением, убедилась в его достаточной эффективности.

В начале своей практической деятельности я не ставила перед собой специальную задачу — вы­работать отрицательный рефлекс у ребенка к ку­рению; это оказалось для меня случайным явле­нием: в начале шестидесятых годов, когда было много детей с деструктивными пневмониями (вос­паление легких с -осложнением — распадом их: возникновением воздушных или гнойных поло­стей), лечением которых я занималась, я вместе с родителями, естественно, беспокоилась за даль­нейшую судьбу этих детей, хотя выписывались они из больницы с выздоровлением. Зная пагуб­ное действие никотина па легкие, убеждала роди­телей делать все для того, чтобы в дальнейшем такой ребенок не курил.

Они выполняли мои советы, напоминая ребенку о том, как тяжело болел он в раннем возрасте, и рассказывая, как нужно беречь свое здоровье. И эффект был разительный.В доследующие годы проводила борьбу с куре­нием вполне сознательно, помогая родителям воспитывать здорового ребенка.

Эффективность выработки отрицательного отно­шения к курению с раннего возраста ребенка объ­яснима и с научной точки зрения — учение об условных рефлексах, о доминанте, о чем я писала в предыдущей главе.

Позволяет сделать такой вывод и знание пси­хики ребенка.

Мораль детей такова: в детском возрасте для них закон— мнение родителей, для школьни­ков — мнение учителей, для подростков — мне­ние окружающих товарищей. Вот почему эффек­тивно убеждать детей в том возрасте, когда роди­тели для них — закон, в дальнейшем эффектив­ность таких бесед и лекций бывает минимальной: подростков, например, совершенно не пугает «убитая никотином лошадь» и тысячи вредных веществ, содержащихся в сигарете. Они прекрасно знаю  об этом и... курят.

Остановлюсь лишь на одной семье, где родите­ли серьезно занимаются воспитанием детей, и с трехлетнего возраста проводили с Сашей (их сыном) пропаганду против курения. Папа маль­чика заядлый курильщик, хоть и имеет массу серьезных заболеваний (язвенную болезнь желуд­ка, холецистит, гипертонию), но бросить курить никак не может. Вырабатывая у сына негативное отношение к курению, пример отца в семье оце­нивали как плохой, объясняя его безволием. Это, не подорвало у сына авторитет отца, ибо он видел, что в остальном отец — хороший человек, и сейчас они остаются друзьями.

Саша кончил школу, пока не курит, хотя, с его слов, в школе, где он учился, все мальчики-де­сятиклассники курили. Видя, как мать обеспоко­ена состоянием здоровья отца, Саша говорит: «Неужели медицина не может помочь ему бросить курить?»

Проще обвинять человека в безволии: да, по какой-то причине многие не могут бросить ку­рить, не помогает и медицина.

Значит, надо использовать другие меры борьбы с курением и прежде всего методы профилак­тики. Еще расскажу вам один интересный случай, показывающий, что не все в жизни так гладко и однозначно, как порой нам кажется.

В семье и ближайшей родословной Миши никто не курил, он же, сделав по земле свои первые шаги, подобрал с нее выброшенный окурок, взял его в рот и горделиво встал.

«Больной дядя бросил его, выбрось окурок, а то и ты заболеешь, никогда больше не подни­май», — говорила ему мама.

Слова не действовали на ребенка: как только представлялась возможность (отворачивались ро­дители или убегал от них), он снова брал в рот окурки. Миша «курил» в год, два, три года и до четырех лет.

Когда мальчику исполнилось четыре года, в квартиру, где жил ребенок, пришел знакомый. Увидел у дяди сигарету Миша и с трепетом на­блюдал, как тот курит.

«Возьми, сынок, у дяди сигарету, я разрешаю тебе, покури да только так, как курит дядя Па­ша, по-настоящему, вдохни глубоко...» — сказала мама. И ребенок вдохнул, да так, что закашлялся, посипел, а мама в то время преднамеренно кри­чала: «Неужели мне не спасти тебя, не умирай, я люблю тебя...»

С тех пор, а ему сейчас 28 лет, «мальчик» не курит.

В данном случае сработал доминантный очаг возбуждения по Ухтомскому.

Опыт выработки условного рефлекса против алкоголизма у меня невелик, но и на основании его вижу, что он действен. Начинать выработку этого рефлекса нужно с раннего возраста.

Парадоксально, по факт: раньше обучать детей выработке отрицательного рефлекса к алкоголизму было проще — пьяного встретишь на каждом шагу и беседуй с ребенком: «Как стыдно, что . люди иногда теряют человеческий облик...»

Омерзительное чувство возникает, когда видишь едва стоящее на ногах, человекоподобное суще­ство, опустившееся, недалекое, а сколько в стра­не еще таких «шариковых»!

Это — беда, это — болезнь, и маленький чело­век, если обратить на то его внимание, не только поймет эту беду, но и прочувствует ее и на всю жизнь запомнит, что никогда нельзя быть чело­веку в таком состоянии, и при закреплении реф­лекса (даже если в семье пьет отец) позитивный эффект в дальнейшем будет несомненно.

Только не . надо недооценивать способности трех-четырехлетией  личности

Методы, принципы и тактика выработки отри­цательного рефлекса к пьянству такие же, как при выработке негативного рефлекса к курению.

Как-то, читая лекцию на тему «О вредном вли­янии на организм подростка алкоголя и курения» в школе (в 9-м классе), я там сказала: «Какой след должен оставить после себя человек? Прежде всего  здоровое поколение. Курящая мать не может родить здорового ребенка. Поэтому обра­щаюсь к вам, мальчики: как бы ни была краси­ва, умна девочка, если она курит, не женитесь на ней — она не сможет родить вам здоровое по­томство.» После лекции: подошел ко мне подрос­ток, сказал: «Может, я отучу ее курить...» — «Нужно отучить, и хорошо, если это будет так, но нередко случается наоборот». Затем наедине была беседа с девочкой, которая сказала мне: «За­чем вы так резко говорите — «не женитесь», ну и пусть не женятся... если я уже не могу отвык­нуть».

И этой девочке всего 15 лет!

Побеседовала с ней, назначила седативиую (успокаивающую) терапию, порекомендовала жвачку, четки (считаю их прекрасным отвле­кающим, успокаивающим средством) и еще раз с сожелением убедилась, насколько опоздали мы здесь — «поезд ушел» и насколько важны свое­временно проведенные профилактические меро­приятия.

Врач-педиатр Я, П. ИВАНОВА


Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Вы можете написать администратору: Написать письмо

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Статьи по теме