Здоровый человек, как и вообще человек, рождается от женщины, потому именно жещина -мать, родив и воспитав здорового ребенка, может оздоровить наше общество.
Воспитать и вырастить детей здоровыми, гармонически развитыми и высоконравственными - труд один из самых творческих и необходимых.
Чтобы вырастить здорового ребенка с хорошей иммунной системой, а значит, с хорошей сопротивляемостью, с наименьшими аллергическими склонностями, с редкими заболеваниями, нужно каждой женщине, будущей маме, иметь хорошее здоровье.
И здоровье это не приходит вдруг: оно передается по наследству, формируется в детстве и укрепляется в дальнейшем при правильном, здоровом образе жизни.
Мы правильно утверждаем, что легче предупредить заболевание, чем его вылечить.
Но предупредить заболевание трудно, если плохо знаешь генеалогическое дерево человека.
А как мы, взрослые, знаем свое генеалогическое дерево, свою наследственность?
Для практического врача, самым тяжким при осмотре первичного больного или здорового ребенка является сбор анамнеза (истории развития и заболевания ребенка), в частности познание, знакомство, если оно состоится, с наследственностью данного ребенка.
Когда спрашивают у родителей: «Какова ваша наследственность?» — «Как правило, получаешь ответ: «Хорошая».
Но задать такой вопрос, на мой взгляд, все равно что спросить у трехлетнего ребенка: «У тебя болит живот?» — «Да». И тут же спросить: «У тебя не болит живот?» ~— «Нет».
Так и при выяснении наследственности: пока не перечислишь все возможные, часто встречающиеся наследственные болезни и не уточнишь, не страдают ли ими папа, мама, бабушки, дедушки, пока не спросишь, в каком возрасте и от чего умерли предки, представления о наследственности не получишь.
Но беда в том, что и при таком упорном расспрашивании нередко ничего не можешь узнать потому, что не знают родители здоровья, привычек, профессий своих пап, мам, бабушек, прабабушек.
А ведь наличие болезней с наследственным, предрасположением неимоверно велико, это и заболевания сердца, почек, сахарный диабет, гипертония, язвенная болезнь, психические заболевания и многие другие.
Однако наследственная предрасположенность — это лишь фактор риска, он приводит к заболеванию в основном при воздействии на организм ряда внешних факторов, связанных с неправильным образом жизни, а начинается этот «образ жизни» с момента рождения малыша.
При рождении ребенка маме нужно сказать участковому врачу-педиатру о имеющейся неблагоприятной родословной, и тогда врач даст вам соответствующие рекомендации, что бы отодвинуть возможную патологию наследования на более поздний период: на 70, 80, а то и 90 лет.
Знание своей наследственности — это не только медицинская грамотность, но и элементарное уважение памяти своих предков.
Читая роман Д. Гранина «Зубр», с искренним уважением относишься к главному герою, замечательному, выдающемуся ученому, прозванному за твердость и силу характера Зубром, восторгаешься тем. как знал он свою родословную — вплоть до времен Наполеона.
Незнание жизни, болезней наших предков — это признак не интеллигентности, невнимания, недалекости, наконец, это невозможность предупреждения заболевания у потомков.
Недопустимо мириться с тем, что мы порой буквально ничего не знаем о своей родословной, и менять отношение' к этому вопросу нам стоит незамедлительно.
Да. молодые родители порой имеют «Мерседес», индивидуальный самолет, но не имеют элементарной медицинской грамотности, так необходимой для сохранения своего здоровья и для воспитания детей здоровыми, гармонически развитыми людьми.
Чтобы иметь здоровое потомство, здоровых детей, следует заботиться о здоровье девочки начиная с 10—12-летнего возраста.
Именно в этом возрасте нужно начать готовить ее к материнству.
Эта «работа» заключается прежде всего в том, что каждая мама должна знать состояние здоровья своей дочери.
Ежегодно в школе проводит медицинский осмотр учащихся, делаются им анализы крови, кала, измеряется артериальное давление (АД), и очень важно, чтобы результаты этих обследований знали родители.
В анализе крови важнейший показатель — гемоглобин, норма его у человека — 120 г/л (ВОЗ), и об этом нужно знать п помнить не только медикам, по и родителям, и детям.
Дело в том, что , при с ни же пи и гемоглобина имеет место анемия .(малокровие) — довольно-таки частое заболевание, которое требует обязательного лечения, а для девочек оно страшно и тем, что в дальнейшем, при беременности, в утробе анемичной мамы плод будет постоянно испытывать кислородное голодание и ребенок родится больным.
Чтобы этого не случилось, выявлять и лечить анемию у девочек нужно в школьном возрасте.
Частой патологией у школьников являются и вегето сосудистые дистонии (гипертония — повышенное АД. гипотония — пониженное АД).
Артериальное давление у детей зависит от возраста, эмоционального состояния.
Существуют специальные таблицы, указывающие пормальпые результаты АД по возрастам. Максимальное АД у детей можно определить и по формулам 80 + 2п (для детей старше 10 лет) или 90+2п (для детей до 10 лет), где п — число лет ребенка.
Если при измерении АД результат получается выше или ниже результата, высчитанного по данным формулам, то следует более тщательно обследовать данного ребенка: для уточнения стабильности результата желательно измерить АД в течение дня неоднократно, сравнить результаты по таблицам.
Бытует мнение, что гипотония — безобидное заболевание, но это не так.
При гипотонии беременной во время родов часто возникает слабость родовой деятельности и кровотечения; кроме того, именно гипотония является причиной рождения недоношенного ребенка (данные Желоховцевой И. Н., преподавателя ЦОЛИУВ,- кандидата медицинских наук).
Следовательно, сосудистые дистонии у девочек требуют своевременного лечения.
Сбалансированное питание, борьба с гипокинезией (недостаточной двигательной активностью), нравственное воспитание — вот залог здоровья девочки, которая в недалеком будущем станет матерью.
Подготовка девочек к материнству — большой резерв для снижения детской смертности и рождения здоровых детей, а потому заниматься этим вопросом нужно и медицинским работникам, и мамам, имеющим в семье дочерей.
Нужная и очень благодарная эта работа, ибо совершенно, ясно, что больная девочка, а затем и женщина здорового ребенка не родит.
Положение таково, что, построив в стране самые фешенебельные родильные дома с современнейшим оборудованием, мы не будем иметь здоровое потомство, т. к. у наших женщин слишком велико количество всевозможных (экстрагени-тальных) заболеваний: не секрет, что здоровых женщин и детей, как, впрочем, и хороших врачей, не много среди нас.
И выход из создавшегося положения лишь один: педиатрам следует учить родителей воспитывать здоровое поколение; терапевтам — не только качественно осуществлять диспансеризацию женщин, но и серьезно следить за состоянием здоровья девочек, перешедших под наблюдение из детской поликлиники в подростковый кабинет, а это в настоящее время означает, что девочки перешли в никуда, ибо известно, что в этом кабинете врач осуществляет диспансеризацию только мальчиков, готовя их к службе в армии; гинекологам нужно, не ссылаясь на занятость, замечать и лечить заболевания беременных женщин, наконец, взрослым пора научиться вести здоровый образ жизни и воспитывать здоровыми своих детей.
Перечислены, возможно, вполне известные истины, но, не решив их, здоровое поколение, здоровое общество мы иметь не будем.
Принято считать акт родов физиологическим, но физиологическим он может быть только тогда, когда женщина абсолютно здорова.
На протяжении ряда лет существует отрасль науки, называемая перинатальной медициной, которая занимается решением различных специальных вопросов, связанных с родами.
Ученые выработали современные принципы, соблюдая которые молодые супруги могут обеспечивать в семье такие условия, которые максимально благоприятствуют нормальному протеканию беременности и рождению здорового ребенка.
Один из таких принципов заключается ч том, что женщина не должна беременеть раньше чем через два года после последних родов. Это необходимо над того, чтобы женский организм мог надлежащим образом восстановиться после предшествующей беременности, родов и кормления и мог обеспечить при последующей беременности все условия для нормального развития плода.
Молодые семьи сейчас планируют все: покупку мебели, одежды, машины... по им следует прежде всего не забывать планировать рождение ребенка.
Говоря о планировании ребенка, важно знать о том, что пагубно действует на плод, а значит, и отражается на здоровье будущего малыша.
Врачебная практика показывает, что женщины довольно часто принимают всякие таблетки и порошки при появлении головной боли, нарушения сна, из-за волнений, а также для предупреждения уже наступившей беременности. Нередко лекарства «назначают» себе самовольно, без предписания и без ведома врача.
Из-за такого бесконтрольного приема лекарств во время беременности (или перед ее наступлением) — тетрациклина, пенициллина. аспирина, сульфадимезина и др. нередко рождаются больные дети. Но это далеко не полный перечень вредно действующих на плод лекарств.
Неполноценное питание беременной, тяжелые токсикозы беременности, различные заболевания матери до и во время беременности — все это не проходит бесследно для будущего ребенка: возможно появление грубых пороков развития, уродств или скрытых нарушений.
Возникновение врожденных заболеваний -ависит как от матери, так и от отца. Заболевание щитовидной железы, диабет. алкоголизм у мужчин приводят к нарушению их половой функции и вредного действуют на потомство.
Особенно опасно употребление алкоголя во время зачатия, то есть в момент оплодотворения и в период беременности.
Издавна бытует мнение: у пьяных рождаются дурные (в прямом и переносном смысле) дети. Причем считается, что вовсе не обязательно быть хроническим алкоголиком — хилые, часто болеющие дети появляются и у вполне здоровых людей, если в момент зачатия хотя бы один из родителей употреблял алкоголь.
Человеческий зародыш чувствителен к действию алкоголя особенно в первые дни и недели своего развития.
Детское место (плацента) еще не образовалось, и алкоголь проникает через кровеносную систему к плоду, повреждая его жизненно важные системы, и в первую очередь нервную систему. Степень умственной неполноценнсти у детей находится в прямой зависимости от того, как долго злоупотребляют спиртным их родители.
Потомство пьющих предрасположено к неврозам, психопатиям, патологическому развитию личности, чаще страдает олигофренией и имеет другие отклонения.
Каждый из нас должен отдать себе отчет в том, что алкоголь и деторождение —- совершенно несовместимые веши.
Никто не имеет права подвергать опасности здоровье детей, независимо от степени вероятности риска «пьяного зачатия». И значит, единственная верная альтернатива — это не пить вовсе, не пить, когда каждый из вас решил стать отцом или матерью.
А сколько бед приносит будущему потомству курепие родителей, и чфежде всего курение матери!
Курение — это и большая социальная проблема.
Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) называют табачную угрозу катастрофой для здоровья.
Специалисты Международного центра по исследованию рака и ВОЗ считают, что в основе 30--35 процентов смертей от раковых заболеваний в Европе — последствия курения.
Табачный дым. который невольно вдыхают ничего не подозревающие некурящие люди, может вызвать у них рак легких и другие серьезные заболевания (данные из доклада Национального совета по научным исследованиям и доклада главного хирурга США Эверетта Купа в 1986 г.).
Неслучайно проблема курящих поднимается в качестве особо важного вопроса в подготовленной японским Министерством здравоохранения и социального обеспечения «Белой книге», которая вышла из печати к началу 6-й Междунзродной конференции по проблеме борьбы с курением, открывшейся в Токио в ноябре 1987 г.
В книге обобщены мировые данные по исследованию влияния табачного дыма на здоровье курящей женщины и ее детей. Собранная за длительный период статистика неопровержимо свидетельствует о том, что у всех курящих женщин значительно понижена способность к зачатию ребенка, среди них в полтора раза чаще встречаются те, кто вообще лишен этой возможности. У них чаще наблюдаются и преждевременные роды, выкидыши, рождение ослабленных и неполноценных детей.
У женщин, выкуривающих по пачке сигарет в день, вероятность рождения мертвого ребенка повышается на 20%, а для тех, кто курит еще интенсивнее, эта цифра вырастает уже до 35%.
Плод у курящих женщин-матерей развивается ненормально практически с первого дня. Он буквально задыхается в организме матери, поскольку никотин и угарный газ из табачного дыма отнимают у него часть кислорода. При появлении на свет (если не имеет место выкидыш или рождение мертвого ребенка) такие дети весят в среднем па 200 граммов меньше остальных, средних значительно чаще встречаются врожденные уродства. И даже если в младенчестве все обстоит как будто благополучно, в дальнейшем, по свидетельству специалистов, опи обладают повышенной возбудимостью, плохо контролируют свои поступки, вяло реагируют па окружающее и, как правило, отстают от своих товарищей по учебе.
Сегодня мы расплачиваемся за последствия вчерашнего курения, а завтра будем расплачиваться
последствия известного безразличия, проявленного к этой проблеме сегодня.
Итак, проверив, свое здоровье, исключив все возможности нездорового зачатия, вы запланировали рождение ребёнка.
Будущим родителям необходимо знать и помнить о том, что далеко не безразличен для рождения здорового ребенка тот факт, является ли еще не родившийся малыш желанным в семье. Ребенок должен быть желанным! Это очень важный момент прежде всего для здоровья будущего малыша, ибо формирование характера , личности умственных способностей начинается у ребенка задолго до его рождения, а потому еще и еще раз подумайте: готовы ли вы стать матерью, сменяете ли вы воспитать его, взвесьте все за и против: материнство — счастливая, но и очень ответственная пора. И если по какой-то причине беременность нежелательна, то стоит обратиться к гинекологу, чтобы выбрать метод предохранения и подождать, пока появятся условия, желание иметь ребенка.
Первую беременность прерывать нельзя: можно лишить себя огромного счастья, счастья материнства. Но если зачатие наступило, то нужно соответственно настроить себя, последить за своим эмоциональным состоянием:, избегать отрицательных эмоций.
Улыбка, хорошее настроение — вот неизменные спутники беременной .
Неблагоприятное эмоциональное состояние может отрицательно повлиять на здоровье ребенка, сейчас это совершенно точно доказано. Ребенок и в утробе матери слышит и реагирует на ее настроение.
Американский врач Репе ван де Карра считает, что занятия с будущим ребенком через картонный рупор, прикладываемый к животу беременной, очень
благоприятно сказываются на дальнейшем развитии умственных способностей
ребенка. Будучи неразрывно связан с матерьюкровной связью, ребенок переживает вместе сней.Дело в том что нервная система плода начинает развиваться же на ранних этапах эмбриональной жизни .Уже у недельного зародыша образуется нервная трубка ,а к третьему месяцу большие полушария ,ствол, спинной мозг.
Теплые, радостные мысли будущей мамы, несомненно, благоприятно скажутся на развитии нервной системы ребенка. В организме все взаимосвязано: улучшается настроение, улучшается кровообращение, а значит, улучшается работа внутренних органов и, естественно, улучшается питание плода, а это пойдет ему только па пользу.
Только жизнь, только практика могут подтвердить достоверность, важность научных открытий, рекомендаций, и советов. По этому поводу хорошо сказал Василий Александрович Сухомлинский «Но пусть важнейшей книгой мудрости будет теория, сливающаяся с практикой».
Медицина издавна считается царицей наук, и это несомненно так ибо она изучает самое пенное, что есть на земле — здоровье, благополучие и жизнь человека. Но несомненно и другое: медицина очень несовершенная наука, особенно в пашей стране, этим и объясняется наличие большого количества знахарей, гадалок, экстрасенсов. Очень хорошо, когда их советы, рекомендации, «методы лечения» безвредны, но бывает и другое. О «другом» я сейчас говорить не буду, а расскажу вам о том, как много лет назад от одной знахарки(я не только всегда серьезно изучала медицину, психологию, педагогику, но интересовалась и «работой» знахарей, и добыть такие знания было труднее всего) я услышала совет, который она давала беременным женщинам: «Больше мечтайте о будущем еще не родившегося малыша, разговаривайте с ним, смотрите на фотографию или открытку, где изображен красивый крепыш. Не бойтесь — ваш малыш будет походить только на вас, на отца, мать, но при этом черты лица его будут более красивыми».
Проверила, представьте себе, это пожелание помогает тогда, когда молодые родители ведут здоровый образ жизни. В последующем в своей практической деятельности я часто прибегала к этому хорошему, правдивому совету.
Сделайте так, чтобы ребенок был желанным, последите за своим поведением, будьте оптимистичны — и все это потом окупится с лихвой!
Человек родился! И мы, взрослые, для него — проводники в этой большом меняющемся мире.
В отличие от животных человек рождается совершенно беспомощным существом, он при рождении не способен ни к чему, кроме способности научиться всему.
В работе мозга, в деятельности центральной нервной системы человека еще очень много неизученного, поэтому и в вопросах обучения, воспитания детей много неясного, неразгаданного, нерешенного.
Наукой доказано, что существуют так называемые критические периоды обучения и самым важным из них является первичный период обучения с 0 до 2 лет. «Критическим» он называется потому, что если в этот период ребенок не получает достаточного количества информации, то дальнейшее приобретение навыков заметно затрудняется. Весьма своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является способность к обучению при помощи запечатлевания (импринтинга).
Импринтинг обнаруживается в первые дни жизни. Хорошо это явление изучено у птиц.
Например, только что вылупившиеся из яиц гусята имеют тенденцию следовать за, любым движущимся предметом, издающим негромкие звуки; на месте такого предмета обычно оказывается их мать, но если это человек, то гусята следуют за ним. Впоследствии образ этого человека фиксируется, и стоит ему пройти мимо гусиного выводка, как гусята покидают мать и устремляются за ним. Если же опыт по запечатлеванию провести на 2-й неделе жизни, то подобная установка уже не вырабатывается.
Некоторые ученые-медики, считают, что импринтинг существует и у человека в первые дни и месяцы жизни.
Ясно, почему все наследственные болезни передаются по наследству, но не совсем ясно, почему так часто «передаются по наследству» человеческие судьбы. Хорошо, если эта судьба легка. А если нет? Мать разведена и воспитывает детей одна — дочь, внучка в последующем повторяют ее нелегкую участь.
Можно ли предрешить, предопределить человеческую судьбу?
В книге Лндре Моруа «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго», написанной им на достоверных данных — рукописях, записной книжке, письмах В. Гюго, есть интересные мысли о том, что мать гения В. Гюго с его рождения пе сомневалась и утверждала, что он будет знаменитым: «Она знала, она нисколько ие сомневалась, что Виктора ждет блистательная слава» (словно «знала» выделено автором книги). Или: «Был на свете человек-, нисколько не сомневавшийся, что слава придетт к поэту: мать крепко верила в великое будущее своего сына».
Вернемся с начала XIX века (от жизни В. Гюго) в наш век и даже в паши дни.
Читая воспоминания народной артистки СССР Людмилы Гурченко, мы узнаем, что ее отец с рождения не сомневался, что она будет артисткой, и только артисткой.
Таких примеров много, их можно приводить не только из жизни гениев, знаменитостей, по их вполне достаточно и в нашей повседневной жизни, а интересны они лишь тем, что еще раз подтверждают, насколько не изучена психика человека и насколько велика возможность изучать и расширять эти знания.
И пока дождетесь вы этих знаний, используйте в жизни то, что не только совершенно безвредно, но, напротив, весьма благоприятно отразится на будущей жизни, судьбе пока еще беспомощного существа.
Рождение малыша — большая радость для семьи. Услышав крик своего ребенка, мама забывает все тяготы родов, ей становится легко, приятно, хочется отдохнуть, отвлечься, заснуть. Не торопитесь делать это, постарайтесь сохранить на некоторое время связь с только что родившимся младенцем. Посмотрите внимательно на свое дитя, сосредоточьте всю волю, мысленно пожелайте ему добра, здоровья, представьте на мгновение его взрослым — стройным, по-богатырски здоровым. Только чрезмерное усилие воли, искренность помогут вам добиться успеха в пожелании.
Дети первого года жизни (особенно первых дней, месяцев жизни) очень хорошо, на мой взгляд, способны к обучению с помощью слуховой доминанты (подробнее о доминантной деятельности центров коры головного мозга человека я расскажу в разделе «Воспитание детей»).
Новорожденные не любят громкой речи, но нежная, ласковая, эмоциональная речь мамы им явно по душе. Понаблюдайте, как внимательно слушает вашу певучую речь одно-двух-трех месячный малыш, вот здесь вы и можете внушить малышу все то, что считаете нужным, что хотите видеть в нем тогда, когда он вырастет большим.
Это вполне научно обоснованное явление, ибо еще в начале XX века наши знаменитые соотечественники И. М. Сеченов о И. П. Павлов доказали, что основу всех процессов, совершающихся в организме человека и животных, составляют рефлексы (безусловные и условные).
И. М. Сеченов еще в конце прошлого столетия, наблюдая за развитием поведения ребенка, пришел к выводу, что психическое развитие начинается в младенческом возрасте.
Вот почему очень важно вырабатывать положительные условные рефлексы у ребенка с самого рождения, с первого прикладывания его к материнской груди.
Автор :Н.П Иванова
Комментарии |
|
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."
< Предыдущая | Следующая > |
---|