Get Adobe Flash player
Главная страница Архив новостей Здоровый образ жизни Расти здоровым малыш.Планирование семьи.
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Здоровый человек, как и вообще человек, рож­дается от женщины, потому именно жещина -мать, родив и воспитав здорового ребенка, может оздоровить наше общество.

Воспитать и вырастить детей здоровыми, гар­монически развитыми и высоконравственными - труд один из самых творческих и необходимых.

Чтобы вырастить здорового ребенка с хорошей иммунной системой, а значит, с хорошей сопро­тивляемостью, с наименьшими аллергическими склонностями, с редкими заболеваниями, нужно каждой женщине, будущей маме, иметь хорошее здоровье.

И здоровье это не приходит вдруг: оно пере­дается по наследству, формируется в детстве и укрепляется в дальнейшем при правильном, здо­ровом образе жизни.

Мы правильно утверждаем, что легче преду­предить заболевание, чем его вылечить.

 

Но предупредить заболевание трудно, если пло­хо знаешь генеалогическое дерево человека.

А как мы, взрослые, знаем свое генеалогичес­кое дерево, свою наследственность?

Для практического врача, самым тяжким при осмотре первичного больного или здорового ребенка является сбор анамнеза (истории разви­тия и заболевания ребенка), в частности позна­ние, знакомство, если оно состоится, с наследст­венностью данного ребенка.

Когда спрашивают у родителей: «Какова ва­ша наследственность?» — «Как правило, полу­чаешь ответ: «Хорошая».

Но задать такой вопрос, на мой взгляд, все равно что спросить у трехлетнего ребенка: «У тебя болит живот?» — «Да». И тут же спро­сить: «У тебя не болит живот?» ~— «Нет».

Так и при выяснении наследственности: пока не перечислишь все возможные, часто встречаю­щиеся наследственные болезни и не уточнишь, не страдают ли ими папа, мама, бабушки, де­душки, пока не спросишь, в каком возрасте и от чего умерли предки, представления о наслед­ственности  не получишь.

Но беда в том, что и при таком упорном рас­спрашивании нередко ничего не можешь узнать потому, что не знают родители здоровья, при­вычек, профессий своих пап, мам, бабушек, пра­бабушек.

А ведь наличие болезней с наследственным, предрасположением неимоверно велико, это и за­болевания сердца, почек, сахарный диабет, ги­пертония, язвенная болезнь, психические забо­левания и многие другие.

Однако наследственная предрасположенность — это лишь фактор риска, он приводит к заболева­нию в основном при воздействии на организм ряда внешних факторов, связанных с неправиль­ным образом жизни, а начинается этот «образ жизни» с момента рождения малыша.

При рождении ребенка маме нужно сказать участковому врачу-педиатру о имеющейся небла­гоприятной родословной, и тогда врач даст вам соответствующие рекомендации, что бы отодви­нуть возможную патологию  наследования на бо­лее поздний период: на 70, 80, а то и 90 лет.

Знание своей наследственности — это не толь­ко медицинская грамотность, но и элементар­ное уважение памяти своих предков.

Читая роман Д. Гранина «Зубр», с искренним уважением относишься к главному герою, заме­чательному, выдающемуся ученому, прозванно­му за твердость и силу характера Зубром, во­сторгаешься тем. как знал он свою родослов­ную — вплоть до времен Наполеона.

Незнание жизни, болезней наших предков — это признак не интеллигентности, невнимания, не­далекости, наконец, это невозможность преду­преждения заболевания у потомков.

Недопустимо мириться с тем, что мы порой буквально ничего не знаем о своей родословной, и менять отношение' к этому вопросу нам стоит незамедлительно.

Да. молодые родители порой имеют «Мерседес», индивидуальный самолет, но не имеют элемен­тарной медицинской грамотности, так необходи­мой для сохранения своего здоровья и для во­спитания детей здоровыми, гармонически разви­тыми людьми.

Чтобы иметь здоровое потомство, здоровых де­тей, следует заботиться о здоровье девочки начиная с 10—12-летнего возраста.

Именно в этом возрасте нужно начать гото­вить ее к материнству.

Эта «работа» заключается прежде всего в том, что каждая мама должна знать состояние здо­ровья своей дочери.

Ежегодно в школе проводит медицинский осмотр учащихся, делаются им анализы крови, кала, измеряется артериальное давление (АД), и очень важно, чтобы результаты этих обследова­ний знали родители.

В анализе крови важнейший показатель — ге­моглобин, норма его у человека — 120 г/л (ВОЗ), и об этом нужно знать п помнить не только ме­дикам, по и родителям, и детям.

Дело в том, что , при с ни же пи и гемоглобина имеет место анемия .(малокровие) — довольно-таки частое заболевание, которое требует обяза­тельного лечения, а для девочек оно страшно и тем, что в дальнейшем, при беременности, в утробе анемичной мамы плод будет постоянно испытывать кислородное голодание и ребенок ро­дится больным.

Чтобы этого не случилось, выявлять и лечить анемию у девочек нужно в школьном возрасте.

Частой патологией у школьников являются и вегето сосудистые дистонии (гипертония — повы­шенное    АД.   гипотония —  пониженное АД).

Артериальное давление у детей зависит от воз­раста, эмоционального состояния.

Существуют специальные таблицы, указываю­щие пормальпые результаты АД по возрастам. Максимальное АД у детей можно определить и по формулам 80 + 2п (для детей старше 10 лет) или 90+2п (для детей до 10 лет), где п — число лет ребенка.

Если при измерении АД результат получает­ся выше или ниже результата, высчитанного по данным формулам, то следует более тщательно обследовать данного ребенка: для уточнения ста­бильности результата желательно измерить АД в течение дня неоднократно, сравнить результа­ты по таблицам.

Бытует мнение, что гипотония — безобидное заболевание, но это не так.

При гипотонии беременной во время родов часто возникает слабость родовой деятельности и кровотечения; кроме того, именно гипотония является причиной рождения недоношенного ре­бенка (данные Желоховцевой И. Н., преподава­теля ЦОЛИУВ,- кандидата медицинских наук).

Следовательно, сосудистые дистонии у дево­чек требуют своевременного лечения.

Сбалансированное питание, борьба с гипокине­зией (недостаточной двигательной активностью), нравственное воспитание — вот залог здоровья девочки, которая в недалеком будущем станет матерью.

 

Подготовка девочек к материнству — большой резерв для снижения детской смертности и рож­дения здоровых детей, а потому заниматься этим вопросом нужно и медицинским работникам, и мамам, имеющим в семье дочерей.

Нужная и очень благодарная эта работа, ибо совершенно, ясно, что больная девочка, а затем и женщина здорового ребенка не родит.

По­ложение таково, что, построив в стране самые фешенебельные родильные дома с современней­шим оборудованием, мы не будем иметь здоро­вое потомство, т. к. у наших женщин слишком велико количество всевозможных (экстрагени-тальных) заболеваний: не секрет, что здоровых женщин и детей, как, впрочем, и хороших врачей, не много среди нас.

И выход из создавшегося положения лишь один: педиатрам следует учить родителей воспи­тывать здоровое поколение; терапевтам — не только качественно осуществлять диспансериза­цию женщин, но и серьезно следить за состоя­нием здоровья девочек, перешедших под наблю­дение из детской поликлиники в подростковый кабинет, а это в настоящее время означает, что девочки перешли в никуда, ибо известно, что в этом кабинете врач осуществляет диспансери­зацию только мальчиков, готовя их к службе в армии; гинекологам нужно, не ссылаясь на за­нятость, замечать и лечить заболевания бере­менных женщин, наконец, взрослым пора на­учиться вести здоровый образ жизни и воспи­тывать здоровыми своих детей.

Перечислены, возможно, вполне известные истины, но, не решив  их, здоровое поколение, здоровое общество мы иметь не будем.

Принято считать акт родов физиологическим, но физиологическим он может быть только тог­да, когда женщина абсолютно здорова.

На протяжении ряда лет существует отрасль науки, называемая перинатальной медициной, ко­торая занимается решением различных специальных вопросов, связанных с родами.

Ученые выработали современные принципы, соблюдая которые молодые супруги могут обес­печивать в семье такие условия, которые мак­симально благоприятствуют нормальному проте­канию беременности и рождению здорового ре­бенка.

Один из таких принципов  заключается ч том, что женщина не должна беременеть раньше чем через два года после последних родов. Это не­обходимо над того, чтобы женский организм мог надлежащим образом восстановиться после пред­шествующей беременности, родов и кормления и мог обеспечить при последующей беременности все условия для нормального развития плода.

Молодые семьи сейчас планируют все: покуп­ку мебели, одежды, машины... по им следует прежде всего не забывать планировать рождение ребенка.

Говоря о планировании ребенка, важно знать о том, что пагубно действует на плод, а значит, и отражается на здоровье будущего малыша.

Врачебная практика показывает, что женщины довольно часто принимают всякие таблетки и по­рошки при появлении головной боли, нарушения сна, из-за волнений, а также для предупрежде­ния уже наступившей беременности. Нередко ле­карства «назначают» себе самовольно, без пред­писания и без ведома врача.

Из-за такого бесконтрольного приема лекарств во время беременности (или перед ее наступле­нием) — тетрациклина, пенициллина. аспирина, сульфадимезина и др. нередко рождаются боль­ные дети. Но это далеко не полный перечень вредно действующих на плод лекарств.

Неполноценное питание беременной, тяжелые токсикозы беременности, различные заболевания матери до и во время беременности — все это не проходит бесследно для будущего ребенка: возможно появление грубых пороков развития, уродств или скрытых нарушений.

Возникновение врожденных заболеваний -ави­сит как от матери, так и от отца. Заболевание щитовидной железы, диабет. алкоголизм у муж­чин приводят к нарушению их половой функ­ции и  вредного действуют на потомство.

Особенно опасно употребление алкоголя во время зачатия, то есть в момент оплодотворения и в период беременности.

Издавна бытует мнение: у пьяных рождаются дурные (в прямом и переносном смысле) дети. Причем считается, что вовсе не обязательно быть хроническим алкоголиком — хилые, часто болею­щие дети появляются и у вполне здоровых лю­дей, если в момент зачатия хотя бы один из родителей употреблял алкоголь.

Человеческий зародыш чувствителен к дейст­вию алкоголя особенно в первые дни и недели своего развития.

Детское место (плацента) еще не образова­лось, и алкоголь проникает через кровеносную систему к плоду, повреждая его жизненно важ­ные системы, и в первую очередь нервную систе­му. Степень умственной неполноценнсти у де­тей находится в прямой зависимости от того, как долго злоупотребляют спиртным их родители.

Потомство пьющих предрасположено к невро­зам, психопатиям, патологическому развитию личности, чаще страдает олигофренией и имеет другие отклонения.

Каждый из нас должен отдать себе отчет в том, что алкоголь и деторождение —- совершенно несовместимые веши.

Никто не имеет права подвергать опасности здоровье детей, независимо от степени вероятно­сти  риска  «пьяного зачатия». И значит, един­ственная верная альтернатива — это не пить вовсе, не пить, когда каждый из вас решил стать отцом или матерью.

А сколько бед приносит будущему потомству курепие родителей, и чфежде всего курение ма­тери!

Курение — это и большая социальная проб­лема.

Специалисты Всемирной организации здраво­охранения (ВОЗ) называют табачную угрозу ка­тастрофой для здоровья.

Специалисты Международного центра по иссле­дованию рака и ВОЗ считают, что в основе 30--35 процентов смертей от раковых заболева­ний в Европе — последствия курения.

Табачный дым. который невольно вдыхают ни­чего не подозревающие некурящие люди, может вызвать у них рак легких и другие серьезные заболевания (данные из доклада Национального совета по научным исследованиям и доклада главного хирурга США Эверетта Купа в 1986 г.).

Неслучайно проблема курящих поднимается в качестве особо важного вопроса в подготовлен­ной японским Министерством здравоохранения и социального обеспечения «Белой книге», которая вышла из печати к началу 6-й Междунзродной конференции по проблеме борьбы с курением, открывшейся в Токио в ноябре 1987 г.

В книге обобщены мировые данные по иссле­дованию влияния табачного дыма на здоровье курящей женщины и ее детей. Собранная за длительный период статистика неопровержимо свидетельствует о том, что у всех курящих жен­щин значительно понижена способность к за­чатию ребенка, среди них в полтора раза чаще встречаются те, кто вообще лишен этой воз­можности. У них чаще наблюдаются и прежде­временные роды, выкидыши, рождение ослаблен­ных и неполноценных детей.

У женщин, выкуривающих по пачке сигарет в день, вероятность рождения мертвого ребенка повышается на 20%, а для тех, кто курит еще интенсивнее, эта цифра вырастает уже до 35%.

Плод у курящих женщин-матерей развивается ненормально прак­тически с первого дня. Он буквально задыхается в организме матери, поскольку никотин и угар­ный газ из табачного дыма отнимают у него часть кислорода. При появлении на свет (если не имеет место выкидыш или рождение мертвого ребенка) такие дети весят в среднем па 200 граммов меньше остальных, средних значи­тельно чаще встречаются врожденные уродства. И даже если в младенчестве все обстоит как будто благополучно, в дальнейшем, по свидетель­ству специалистов, опи обладают повышенной возбудимостью, плохо контролируют свои поступ­ки, вяло реагируют па окружающее и, как пра­вило, отстают от своих товарищей по учебе.

Сегодня мы расплачиваемся за последствия вчерашнего курения, а завтра будем расплачиваться

последствия известного безразличия, проявленного к этой проблеме сегодня.

Итак, проверив, свое здоровье, исключив все возможности нездорового зачатия, вы запланиро­вали рождение ребёнка.

 

Будущим родителям необходимо знать и пом­нить о том, что далеко не безразличен для рож­дения здорового ребенка тот факт, является ли еще не родившийся малыш желанным в семье. Ребенок должен быть желанным! Это очень важный момент прежде всего для здоровья будущего малыша, ибо формирование характера , личности умственных  способностей начинается у ребенка задолго до его рождения, а потому еще и еще раз подумайте: готовы ли вы стать матерью, сменяете ли вы воспитать его, взвесьте все за и против: материнство — счаст­ливая, но и очень ответственная пора. И если по какой-то причине беременность нежелатель­на, то стоит обратиться к гинекологу, чтобы вы­брать метод предохранения и подождать, пока появятся условия, желание иметь ребенка.

Первую беременность прерывать нельзя: мож­но лишить себя огромного счастья, счастья ма­теринства. Но если зачатие наступило, то нужно соответственно настроить себя, последить за сво­им эмоциональным состоянием:, избегать отрица­тельных эмоций.

Улыбка, хорошее настроение — вот неизменные спутники беременной .

Неблагоприятное эмоциональное состояние мо­жет отрицательно повлиять на здоровье ребен­ка, сейчас это совершенно точно доказано. Ребе­нок и в утробе матери слышит и реагирует на ее настроение.

Американский врач Репе ван де Карра счита­ет, что занятия с будущим ребенком через кар­тонный рупор, прикладываемый к животу бере­менной,    очень

благоприятно   сказываются на дальнейшем развитии умственных способностей

ребенка. Будучи неразрывно связан с матерьюкровной связью, ребенок переживает вместе сней.Дело в том  что нервная система плода начинает развиваться же на ранних этапах эмбриональной жизни .Уже у недельного зародыша образуется нервная трубка ,а к третьему месяцу большие полушария ,ствол, спинной мозг.

Теплые, радостные мысли будущей мамы, не­сомненно, благоприятно скажутся на развитии нервной системы ребенка. В организме все взаи­мосвязано: улучшается настроение, улучшается кровообращение, а значит, улучшается работа внутренних органов и, естественно, улучшается питание плода, а это пойдет ему только па пользу.

Только жизнь, только практика могут под­твердить достоверность, важность научных от­крытий, рекомендаций, и советов. По этому пово­ду хорошо сказал Василий Александрович Сухомлинский «Но пусть важнейшей книгой муд­рости будет теория, сливающаяся с практикой».

Медицина издавна считается царицей наук, и это несомненно так ибо она изучает самое пен­ное, что  есть на  земле —  здоровье, благопо­лучие и жизнь человека. Но несомненно и дру­гое: медицина очень несовершенная наука, осо­бенно в пашей стране, этим и объясняется на­личие большого количества знахарей, гадалок, эк­страсенсов. Очень хорошо, когда их советы, ре­комендации, «методы лечения» безвредны, но бы­вает и другое. О «другом» я сейчас говорить не буду, а расскажу вам о том, как много лет на­зад от одной знахарки(я не только всегда серь­езно изучала медицину, психологию, педагогику, но интересовалась и «работой» знахарей, и до­быть такие знания было труднее всего) я услы­шала совет, который она давала беременным женщинам: «Больше мечтайте о будущем еще не родившегося малыша, разговаривайте с ним, смотрите на фотографию или открытку, где изо­бражен красивый крепыш. Не бойтесь — ваш малыш будет походить только на вас, на отца, мать, но при этом черты лица его будут более красивыми».

Проверила, представьте себе, это пожелание помогает тогда, когда молодые родители ведут здоровый образ жизни. В последующем в своей практической деятельности я часто прибегала к этому хорошему, правдивому совету.

Сделайте так, чтобы ребенок был желанным, последите за своим поведением, будьте оптими­стичны — и все это потом окупится с лихвой!

Человек родился! И мы, взрослые, для него — проводники в этой большом меняющемся мире.

В отличие от животных человек рождается со­вершенно беспомощным существом, он при рож­дении не способен ни к чему, кроме способности научиться всему.

В работе мозга, в деятельности центральной нервной системы человека еще очень много не­изученного, поэтому и в вопросах обучения, вос­питания детей много неясного, неразгаданного, нерешенного.

Наукой доказано, что существуют так называ­емые критические периоды обучения и самым важным из них является первичный период обу­чения с 0 до 2 лет. «Критическим» он называется потому, что если в этот период ребенок не по­лучает достаточного количества информации, то дальнейшее приобретение навыков заметно за­трудняется. Весьма своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является способ­ность к обучению при помощи запечатлевания (импринтинга).

Импринтинг  обнаруживается в первые дни жизни. Хорошо это явление изучено у птиц.

Например, только что вылупившиеся из яиц гусята имеют тенденцию следовать за, любым движущимся предметом, издающим негромкие звуки; на месте такого предмета обычно оказы­вается их мать, но если это человек, то гусята следуют за ним. Впоследствии образ этого чело­века фиксируется, и стоит ему пройти мимо гу­синого выводка, как гусята покидают мать и устремляются за ним. Если же опыт по запечатлеванию провести на 2-й неделе жизни, то по­добная установка уже не вырабатывается.

Некоторые ученые-медики, считают, что импринтинг существует и у человека в первые дни и месяцы жизни.

Ясно, почему все наследственные болезни пе­редаются по наследству, но не совсем ясно, по­чему так часто «передаются по наследству» че­ловеческие судьбы. Хорошо, если эта судьба легка. А если нет? Мать разведена и воспитывает детей одна — дочь, внучка в последующем повто­ряют ее нелегкую участь.

Можно ли предрешить, предопределить челове­ческую судьбу?

В книге Лндре Моруа «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго», написанной им на достоверных данных — рукописях, записной книжке, пись­мах В. Гюго, есть интересные мысли о том, что мать гения В. Гюго с его рождения пе сомнева­лась и утверждала, что он будет знаменитым: «Она знала, она нисколько ие сомневалась, что Виктора ждет блистательная слава» (словно «зна­ла» выделено автором книги). Или: «Был на све­те человек-, нисколько не сомневавшийся, что слава придетт к поэту: мать крепко верила в ве­ликое будущее своего сына».

Вернемся с начала XIX века (от жизни В. Гю­го) в наш век и даже в паши дни.

Читая воспоминания народной артистки СССР Людмилы Гурченко, мы узнаем, что ее отец с рождения не сомневался, что она будет артисткой, и только артисткой.

Таких примеров много, их можно приводить не только из жизни гениев, знаменитостей, по их вполне достаточно и в нашей повседневной жизни, а интересны они лишь тем, что еще раз подтверждают, насколько не изучена психика че­ловека и насколько велика возможность изучать и расширять эти знания.

И пока дождетесь вы этих знаний, используй­те в жизни то, что не только совершенно без­вредно, но, напротив, весьма благоприятно отра­зится на будущей жизни, судьбе пока еще бес­помощного существа.

Рождение малыша — большая радость для се­мьи. Услышав крик своего ребенка, мама забы­вает все тяготы родов, ей становится легко, при­ятно, хочется отдохнуть, отвлечься, заснуть. Не торопитесь делать это, постарайтесь сохранить на некоторое время связь с только что родившимся младенцем. Посмотрите внимательно на свое ди­тя, сосредоточьте всю волю, мысленно пожелай­те ему добра, здоровья, представьте на мгнове­ние его взрослым — стройным, по-богатырски здоровым. Только чрезмерное усилие воли, ис­кренность помогут вам добиться успеха в поже­лании.

Дети первого года жизни (особенно первых дней, месяцев жизни) очень хорошо, на мой взгляд, способны к обучению с помощью слухо­вой доминанты (подробнее о доминантной дея­тельности центров коры головного мозга челове­ка я расскажу в разделе «Воспитание детей»).

Новорожденные не любят громкой речи, но нежная, ласковая, эмоциональная речь мамы им явно по душе. Понаблюдайте, как внимательно слушает вашу певучую речь одно-двух-трех ме­сячный малыш, вот здесь вы и можете внушить малышу все то, что считаете нужным, что хотите видеть в нем тогда, когда он вырастет большим.

Это вполне научно обоснованное явление, ибо еще в начале XX века наши знаменитые сооте­чественники И. М. Сеченов о И. П. Павлов дока­зали, что основу всех процессов, совершающихся в организме человека и животных, составляют рефлексы (безусловные и условные).

И. М. Сеченов еще в конце прошлого столетия, наблюдая за развитием поведения ребенка, при­шел к выводу, что психическое развитие начи­нается в младенческом возрасте.

Вот почему очень важно вырабатывать поло­жительные условные рефлексы у ребенка с само­го рождения, с первого прикладывания его к материнской груди.

 

Автор :Н.П Иванова


Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Вы можете написать администратору: Написать письмо

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."