Являются ли сновидения просто иллюзиями или же они отражают какие-то значимые ассоциации идей! С тех пор как философы начали размышлять на эту тему, всегда существовали приверженцы обеих точек зрения. Следующая фраза из «Республики» Платона вполне могла бы принадлежать Зигмунду Фрейду:
«….фактически у каждого из нас, даже у тех, кто пользуется наибольшим уважением, есть ужасные, злые и противозаконные желания, которые проявляются в сновидениях». Аристотель, напротив, видел в сновидениях лишь остатки чувственных впечатлений, возникающие случайно, как «такие завихрения, которые часто можно видеть на реке... то с неизменным рисунком, а то они разделяются и образуют новые формы, сталкиваясь с каким-либо препятствием».
В этом отрывке Аристотель предлагает теорию, объясняющую природу сновидений, которая сделала бы честь позитивистам XIX века. Научная школа психологии прошлого века проявляла очень мало интереса к изучению сновидений. Немецкий ученый и философ Фехнер пренебрежительно писал, что «в сновидении психологическая активность как бы перемещается из мозга разумного человека в мозг дурака». Сновидения рассматривались как последствия чувственных впечатлений, полученных в бодрствовании, и как результат изменений позы тела во время сна. Причудливый характер картин в сновидении рассматривался как результат редукции психической активности во сне; по Мори, это проявляется «в целом наборе признаков деградации интеллектуальных и умственных способностей». Необходимо сказать о том, что подобные рассуждения вели к постановке конкретных экспериментов, в которых изучалось влияние сенсорных стимулов на сновидения, но истолкования результатов часто были неадекватными. Любопытно сегодня читать описание опытов Мори, сделанное Фрейдом:
1. Прикоснулись пером к его губам и кончику но-
са, — Ему приснилась страшная пытка.
2. Провели ножницами по плоскогубцам. — Он
слышал перезвон колоколов, затем сигнал тревоги,
и он вновь ощутил возвращение июньских дней революции 1843 года...
- Капнули водой ему на лоб. — Он был в Италии, словно вспотел и пил белое вино.
В последние несколько лет ученые разработали новые подходы к нейропсихологии для объяснения сновидений, По одной гипотезе внешние сенсорные стимулы не играют главной роли; скорее, состояние сновидений обусловливается активностью самого мозга. Два американских психиатра,, изучающие сон, Роберт Мак-Карли и Аллеи Хобмон, показали, что появление и резкая смена сновидений ео время парадоксального сна вызываются активацией нейронных сетей, связанных се зрением и движением глаз. В соответствии с их точкой зрения ощущение движения в сновидениях возникает вследствие возбуждения двигательных областей мозга, в то время как эмоциональные компоненты и воспоминания о прошлом связаны с другими отделами переднего мозга. Странный, причудливый характер картин в сновидениях проистекает из-за одновременной. активации различных систем, когда мозг получает противоречивую информацию. Сновидения в целом рассматриваются как результат синтеза этих различных элементов. К сожалению, эту гипотезу трудно опровергнуть в экспериментах; кроме того, эта теория рассматривает только те сновидения, которые возникают в парадоксальном сне. Подобные нейробиологические теории обычно рассматривают сновидения несущественные эпифеномены активности системы. Все. что может дать анализ сновидений, как бы говорят авторы этих теорий, это некоторая информация о том, как работает мозг.
Еще ранние авторы предпринимали попытки объяснить природу сновидений в терминах физических процессов. Например, немецкий философ Эммануил Кант наделял сновидения важной биологической функцией, видя в них «естественную регуляцию», которая имеет не только определенную цель, но, возможно, оказывает даже некий «целебный» эффект:
«Теперь таким же образом я хочу спросить, не являются ли сновидения (которые всегда присутствуют в нашем сне, хотя мы редко помним, что именно нам снилось] естественной регуляцией, предназначенной для определенных целей. Ибо когда все телесные мышечные силы расслаблены, сновидения служат цели внутренней стимуляции жизненно важных органов путем воображения и высокой активности, которая его сопровождает, — активности, которая в этом состоянии возникает главным образом от психофизической ажитации. вот почему воображение обычно более активно работает во сне у тех, кто ложится спать с полным желудком, когда такая стимуляция наиболее необходима. Однако я бы сделал заключение, что без внутренней стимулирующей силы и утомляющего беспокойства, что является причиной жалоб на сон, который на самом деле обладает, возможно, целебными свойствами, долгий сон даже у здорового организма мог бы привести к полному истощению жизненной силы».
Но давайте вернемся в наши дни. Исследовательская группа из Цюрихского университета, состоящая из семейной пары Дитриха Лемана и Марты Кукку, предложила теоретическую модель сновидений, которая предполагает, что во время сна происходит комбинация идей и стратегий мышления, возникших в детстве, с недавно приобретенной существенной информацией. Сновидения рассматриваются как результат пересортировки и пересмотра данных, хранящихся в памяти. Однако, с точки зрения этих авторов, сновидения представляют собой не случайный, а значимый процесс. Эта теория сновидений в определенной степени опирается на гипотезу Жуве о том, что в парадоксальном сне генетически детерминированная информация (т. е. врожденное, инстинктивное поведение] связывается с недавно приобретенной информацией (сенсорная информация, приобретенное поведение, обучение).
Недавно специалисты по молекулярной биологии Фрэнсис Крик и Гэм Митчисон предположили совсем иную гипотезу для объяснения природы сновидений в парадоксальном сне. Они предположили, что сновидения в парадоксальном сне отражают деятельность «механизма стирания, очистки памяти» в мозге, который устраняет «паразитные» виды поведения и ненужные реакции, формирующиеся во время бодрствования. «Мы видим сны, чтобы забыть», — пишут авторы. Они называют этот процесс «обучением наоборот», или «разучением»; с его помощью происходит устранение ненужной информации в мозге. Эта теория вновь рассматривает сновидения как биологически полезный процесс, один из тех, который поддерживает функциональную эффективность нервной системы; однако содержательная сторона сновидений, как они ее рассматривают, представляет собой лишь случайный результат, который не поддается достоверному истолкованию. Как и другие теории, о которых уже говорилось, эту гипотезу также трудно подтвердить или опровергнуть экспериментально.
Если предположить, что сновидения выполняют какую то фундаментальную биологическую роль, то необходимо показать, что они являются необходимым и обязательным процессом.
Дофрейдовский психолог Роберт высказал это таким образом:
«Человек, лишенный способности видеть сновидения,через некоторое время впадает в безумие, ибо масса несформировавшихся, обрывочных мыслей и поверхностных впечатлений будет накапливаться у него в мозге и подавлять те мысли, которые должны цели-ком сохраняться в памяти».
Когда Демент в 1960 году сообщил, что лишение испытуемого сновидений приводит к психическим нарушениям, врачи и ученые восприняли это открытии без удивления. Его исследование казалось, скорее, подтверждением того, что уже и так в течение долгого времени рассматривалось как истина. Связь между парадоксальным сном и психическим здоровьем казалась настолько очевидной, что какие бы то ни было опровержения попросту не воспринимались даже тогда, когда несколько тщательно выполненных исследований не подтвердили эти первые результаты и сам Демент взял обратно свои прежние заключения. Несмотря на это, и сегодня еще учебники содержат фразы относительно разрушительных эффектов «депривации сна со сновидениями». Однако такая точка зрения научно необоснованна, кроме всего прочего, еще и потому, что, как было показано в последнее время, сновидения возникают во всех стадиях сна. Невозможно лишить испытуемого сновидений, не лишая его заодно всего сна. Окончательный ответ на вопрос о биологическом значении сновидений, о том, действительно ли они нужны для сохранения здоровья, в настоящее время не может быть дан.
Значимость сновидений.
Давайте теперь рассмотрим сновидения в бопее широком историческом и культурном контексте. Немецкий драматург XIX вена Фридрих Геббель писал: «Сновидения являются наилучшим доказательством того факта, что мы не замкнуты наглухо в наших оболочках, как это нам кажется». С древних времен сновидения рассматривались как врата в иной мир. В «Илиаде» и «Одиссее» Гомера боги принимают человеческий облик в сновидениях, чтобы передать смертным свое повеление либо предупредить об опасности. Богиня Афина является спящей Наусике в облике ее подруги и велит ей идти на берег на рассвете и стирать одежды; так происходит спасение потерпевшего кораблекрушение Одиссея.
Сновидения имели также важное значение для практической медицины в Древней Греции:
«В Греции были истолкователи снов, которых регулярно посещали пациенты в поисках способа выздоровления. Больной входил в храм Аполлона или Эскулапа, выполнял там ряд церемоний, очищался, пройдя ритуальные омовения, массаж и фимиам, и затем в состоянии экзальтации растягивался на шкуре жертвенного барана. После этого он засыпал, и ему должен был присниться способ исцеления его болезни. Этот способ должен быть явиться ему либо в натуральном виде, либо в виде символов и картин, которые в дальнейшем истолковывались жрецами».
Известно также, что древние египтяне уделяли большое внимание сновидениям и придавали им весьма специфическое значение. Один папирус той эпохи содержит следующее толкование снов:
«Если женщина целует своего мужа, у нее будет неприятность;
Если она рожает котенка, у нее будет много детей;
Если она рожает щенка, у нее будет мальчик».
Одна из самых знаменитых книг о сновидениях была написана Артемидором во II веке нашей эры. Многочисленные последующие работы на эту тему основывались на ней. Артемидор представил прямой перевод символики сновидений. Если в сновидении появляется нога, то она означает раба; если голова — то отца. Некоторые символы имели пророческое знамение: дельфин в воде — хорошее предзнаменование, дельфин на берегу — плохое.
Много различных культур разделяли веру в то, что через посредство сновидений происходит контакт с другими мирами, В ведических текстах Древней Индии сновидения рассматриваются как промежуточная стадия между нашим миром и будущим. Считалось, что душа покидает тело во сне, и, поддерживаемая и охраняемая дыханием спящего, она носится в пространстве, где может обозревать оба мира. Только е настоящее время сновидения стали рассматриваться принципиально отличным образом, а именно, что эта «другие реальность находится не вне нас, но внутри нашего собственного сознания. Если сновидения представляют собой не божественное вдохновение или откровение, пришедшее из иного мира, но продукт нашего собственного «Я», тогда возникает вопрос, должны ли мы нес «и ответственность за них. Дофрейдовский психолог Хаффнер явно отклонял такое предположение.
«Мы не несем ответственности за наши сновидения, так как наше мышпение и воля в это время лишеныны той единственной основы, на которой наши жизненные процессы остаются истинными и реальными... По этой причине желания и действия в сновидениях не могут быть ни добродетельными, ни греховными».
Ницше с негодованием отвергал эту точку зрения:
«Ты желаешь отвечать за все на свете, кроме своих собственных сновидений! Что за жалкая слабость, что за отсутствие твердой логики! Ничто не говорит о тебе так много, как твои сны! Ничто так тесно не связано с тобой! И сущность, и форма, и протяженность этих комедий, в которых ты и актер, и зритель, -— в них ты полностью раскрываешь свое «Я»!»
Фрейд раскрыл эти проблемы со своей всегдашней ясностью и блестящей простотой:
«Наш научный подход к сновидениям начинается с допущения, что они являются продуктом нашей собственной психической активности. Однако завершенное сновидение поражает нас, как нечто внешнее по отношению к нам. Мы склонны так мало замечать, что эта наша собственная продукция, что говорим «мне приснилось» (по-немецки: «ко мне пришел сон, мне явился сон»} так же, как и «я видел сон». Какова же природа этого чувства, что сновидения являются внешними по отношению к нашему сознанию!»
Фрейд представил ответ на этот вопрос в эпохальной работе «Толкование сновидений». В ней он показал, что сновидения содержат не только явный, очевидный смысл, который можно изложить в пересказе, но и скрытый, неявный, который невозможно сразу осознать или уяснить. Для того чтобы понять этот второй смысл, толкователь нуждается е дополнительной информации о личности тоге, кто видел этот сон. Еогел и Фулкее удачно продемонстрировали важность этих идей Фрейда на следующем примере:
«Испытуемый в лаборатории по изучению сна сообщил о таком сновидении: «Я еду на велосипеде». Представим себе, что мы, исследователи, решили выявить личностный источник этого сновидения, способ его формирования, его значение и функцию. Мы используем тот же самый метод, который применяется обычно при изучении сновидений вот уже 20 лет: сновидение оценивается и его содержание анализируется в соответствии с критериями, которые не требуют информации о том, кому и когда снился этот сон. Используя эти критерии, мы отмечаем, что тема сновидения довольно реалистична и правдоподобна и что оно включает только самого спящего, который является активным участником, не проявляющим никаких эмоций по поводу того, что он выполняет значительную двигательную нагрузку в качестве перемещающегося объекта. Мы отмечаем отсутствие агрессивной или сексуальной тематики и заключаем, что оно довольно прозаично и, похоже, не затрагивает каких-либо глубинных сторон жизни спящего...
Допустим, однако, что вместо использования таких подходов, которые основаны на общепринятых представлениях об истолковании снов, мы спросим испытуемого, что он думает о велосипедах. Вот его ответ в сокращенном виде: «Когда я думаю о велосипедах, мне приходят в голову две вещи, во-первых; это увлечение моего сына, а он осенью возвращается в колледж. Я хочу провести с ним больше времени и разделить с ним некоторые из его увлечений, пока он не вернется снова к самостоятельной жизни, во-вторых, возникает смутная ассоциация, что меньше чем два года назад умер от болезни сердца мой отец. Он тренировался на велоэргометре. Я думаю, что мне необходимо тренироваться более интенсивно, чтобы избежать его участи».
Цепь ассоциаций выявила, что этот сон не является просто незначительным эпизодом, который случайно включает в себя велосипед; напротив, он тесно связан с двумя важнейшими лицами мужского пола в жизни спящего. Но такой смысл, на первый взгляд скрытый, может быть выявлен, только когда содержание анализируется в более широком контексте личности испытуемого.
Несомненно, что одним из величайших достижение Фрейда было это постоянное и убедительное подчеркивание глубинного смысла сновидений. Сновидения не являются просто тенями, как говорил Гамлет, но, скорее, «посланиями к кому-то». Они изложены метафорическнм языком, в котором правила совсем другие, чем в обычном языке. Каждый элемент в сновиденни связан со множеством других мыслей и идей. Связи между ними могут быть выявлены различными путями; один из наиболее важных — это методика, известная под названием «свободные ассоциации», когда субъект должен следовать своим мыслям как можно более свободно и тщательно пересказывать, что возникает у него в сознании в связи с каждым отдельным элементом сновидения. Процесс, лежащий в основе сновидения, названный Фрейдом «работа сна», начинается с переплетения и конденсации очень разнородных: идей и впечатлений в единую картину. Кроме конденсации, сновидения возникают также в результате «вытеснения» мыслей, то есть перемещения в инородный и явно бессмысленный контекст. Фрейд считал, что такой процесс служит для маскировки слишком «больных» для данного субъекта тем, которые несут слишком большую эмоциональную нагрузку, чтобы быть непосредственно «включенными» в сновидения.
Здесь не место вдаваться в детали механизмов, выполняющих «работу сна». Важно, однако, напомнить, что Фрейд понимал сновидения как особый и весьма важный язык мозга. Дэвид Фулкес разработал далее этот подход в своей книге «Грамматика сновидений», Начав с доктрин Фрейда, но включив результаты современных психологических и лингвистических исследований, Фулкес разработал метод обнажения скрытых, латентных структур, присутствующих в неявном виде в каждом отчете о сновидении. Кроме самого отчета, важную роль играют свободные ассоциации испытуемого. Фулкес создал математическую модель для описания процессов трансформации образов в сновидениях.
«Мир сновидений не менее реален, чем мир бодрствования,- только он реален в другом отношении». Можно согласиться с заключением Людвига Клагса, что анализ сновидений позволяет глубже проникнуть в функции сознания. Могут ли результаты этих исследований принести какую-нибудь пользу неспециалистам! Анализ сновидений играет важную роль при многих формах психотерапии как способ проникновения в глубины потока сознания пациента. Одно из знаменитых выражений Фоейда: «Толкование сновидений — это основной путь к познанию бессознательного».
Теперь, однако, покинем этот путь, чтобы уделить внимание другим признакам того, что сновидения могут быть полезны для проявления активности в бодрствовании. Креативные, творческие сновидения подтверждают это, как в знаменитом пересказе немецкого химика Фридриха Августа Кекуле, который долго и безуспешно искал химическую структуру бензола. Однажды ночью ему приснилось шесть змей, проглотивших хвосты доуг друга, образовав большое вращающееся кольцо. Проснувшись он понял, что проблема, мучившая его, решена: структура бензола похожа на кольцо из шести змей и представляет собой замкнутый цикл с шестью атомами углерода.
Хотя такие открытия в сновидениях — скорее, исключение, однако известная поговорка гласит, что лучший способ разрешить какую-либо проблему, это «переспать с ней». Быть может, народная мудрость уловила креативный аспект сновидений, в которых мысль свободно блуждает, не скованная ничем. Возникающие при этом неожиданные ассоциации могут городить решения проблем, которые не удается найти в бодрствовании.
Творческая сила сновидения.
Желание использовать творческую силу сновидений привело к попыткам создания искусства так называемых люцидных сновидений, т. е. сновидений на фоне ясного сознаний. В отличие от обычного сна человек, видящий люцидное сновидение, осознает, что все происходящее ему только снится. Предполагается, что это осознание, в свою очередь, должно освободить его мозг от необходимости контроля за сновидением и позволить свободно странствовать в «стране сновидений». Неоднократно публиковались отчеты о таких люцидных сновидениях, однако научные подтверждения подобных сообщений пока отсутствуют.
В книге «Путешествие в Икстлан» Карлоса Кастане-ды мексиканский маг Дон Хуан дает своему ученику указание насчет первого упражнения в сновидениях. Он должен перед сном сконцентрироваться на том, чтобы увидеть во сне собственные руки, отдавая при этом отчет, что это ему снится. Далее по ходу сновидения он должен переместить свой взор с рук на другой объект и затем обратно.
«Каждый раз, как ты глянешь на что-либо в своем сновидении, оно меняет форму... Весь фокус в обучении управлять своими сновидениями заключается в том, чтобы не только взглянуть на что-либо в сновидении, но и сохранить этот объект неизменным. Сновидение станет реальностью, когда ты научишься фокусировать взгляд на любом его объекте. Тогда исчезнет различие между тем, что происходит во сне, и тем, что происходит в бодрствовании».
После этих элементарных упражнений Дон Хуан обучает ученика выбирать самому место действия будущего сновидения. За исключением Дона Хуана, лишь немногие люди могут похвастаться тем, что облагают такой способностью, но как соблазнительно верить, что мио снов, столь эфемерный и ускользающий, может быть взят под контроль сознания!
Давайте завершим обсуждение роли сновидений экскурсией в область антропологии. Сенои были мирным народом, проживавшим в отдаленных джунглях Малайзии еще в начале века. Они придавали важное значение сновидениям, рассматривая их как отражение не только текущих событий их жизни, но и предчувствие того, что еще только зарождается. Если кому-то приснилось, что он поссорился с другом, это истолковывалось как признак подсознательного конфликта, даже если никаких признаков этого конфликта в повседневной жизни не обмечалось. Соответствующей реакцией на такой сон было обсуждение его содержания как в кругу семьи, так и с этим самым другом. Затем человек, которому приснился дурной сон, дарил подарок своему другу, чтобы погасить этот подсознательный конфликт, омрачающий их отношения. Далее этот человек старался вызвать у себя люцидный сон, в котором он встречал своего друга и уверял его в своем расположении. Народ сенои учил своих детей воспринимать страшные сны как важную часть формирования личности; они говорили детям, что если кошмар появится снова, то это хорошо, ибо позволяет узнать об угрозе, исходящей от персонажа сновидения, преодолеть ее, подружившись с ним, или — третья возможность — оказаться побежденным этим персонажем восне и, таким образом, снять подсознательный конфликт. Этнограф Стюарт описал сенои как вполне цивилизованный народ, который сумел так организовать свою жизнь, что в ней чрезвычайно редки как психические болезни, так и воинственные конфликты. К сожалению, культура сенои почти полностью исчезла в результате глубоких социальных потрясений в этом районе во время второй мировой войны.
Быть может, сходные мысли о роли сновидений владели немецким поэтом Фридрихом Гельдерлииом, когда он писал: «Люди короли — в сновидении, и нищие — в рассуждениях».
Комментарии |
|
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."
< Предыдущая | Следующая > |
---|