Как было сказано, Голод и Аппетит — два совершенно различных стремления человеческого тела. Голод — это здоровое требование организма, нуждающегося в питании, аппетит же — извращенное желание пищи. Голод можно сравнить с румяными щеками здорового ребенка. Аппетит же — с накрашенным лицом модницы. А между тем большинство людей употребляют оба эти слова, как будто они означают одно и то же. Рассмотрим же в чем заключается разница.
В высшей степени трудно объяснить разницу ощущений или симптомов Голода и Аппетита
обыкновенному среднему человеку, достигшему зрелости, так как большинство людей к этому возрасту уже успели заглушить свой естественный вкус, свой инстинктивный Голод, извращенный Аппетитом, в течение многих лет не испытывая чувства Голода, забыв вообще что это за чувство. Описывать же ощущение, которое читатель не может вызвать в своей памяти, чрезвычайно трудно. Можно описать звук человеку, обладающему нормальным слухом, с помощью сравнения его с каким-либо другим звуком, слышанным им; но представьте себе все затруднения, если вам нужно описать звук человеку, родившемуся глухонемым, или описать цвет слепорожденному, или дать понятное описание запаха тому, кто родился без чувства обоняния.
Для того, кто освободился от рабства у Аппетита, ощущения Голода и Аппетита представляются совершенно различными и легко отличимыми одно от другого, и в уме у него при упоминании того или иного слова возникают два совершенно различных представления. Но для современного цивилизованного человека голод» означает источник аппетита, а «аппетит» — результат голода. Вследствие этого оба слова употребляются совершенно неправильно. Сейчас мы покажем это на привычных примерах.
Возьмем жажду. Каждый из нас знает естественную, здоровую жажду, требующую глотка холодной соды. Эта жажда ощущается ртом и горлом и может быть удовлетворена лишь тем, что предназначено для этого Природой — холодной водой. Эта естественная жажда во всем подобна Голоду.
Но насколько отличается эта жажда от желания выпить чая, кофе, лимонада, пива и прочих разнообразных напитков, которыми обыкновенно утоляют жажду в ресторанах. И как жажда отличается от желания выпить бокал пива, рюмку вина или какого другого спиртного, так и Голод отличается от Аппетита. Теперь читатель, наверное, начинает уяснять себе разницу.
Иногда приходится слышать, как кто-нибудь говорит, будто ему «смертельно хочется» выпить стакан лимонада или рюмку виски. Между тем если бы эти люди действительно испытывали жажду, иными словами, если бы природе в самом деле требовалась жидкость, то они прежде всего постарались бы добыть себе холодной воды, потому что только вода смогла бы утолить их жажду. Но нет, вода не утоляет жажду тех, кто хочет лимонада или водки. Почему!
Очень просто, потому что они ощущают не естественную жажду, а желание, аппетит, являющийся результатом извращенного вкуса. Раз имеется аппетит, значит, создалась определенная привычка, которую приходится удовлетворять. Если понаблюдать за этими жертвами извращенной «жажды», то можно будет увидеть, что когда они действительно будут испытывать жажду, то захотят не содовой, а самой обыкновенной воды. Если каждый поразмыслит о самом себе, то поймет, что то же самое происходит и с ним.
Во всяком случае мы не предполагаем здесь читать лекцию о вреде спиртных напитков или проповедовать воздержание, но просто хотим показать разницу между естественным инстинктом и приобретенной привычкой или аппетитом. Аппетит — это приобретенная привычка еды или питья и ничего общего с настоящим Голодом или Жаждой не имеет.
Человек приобретает привычку к табаку в любой из его форм, или к спиртному, или к жевательной резинке, или к опиуму, морфию, кокаину и прочим наркотикам. А раз приобретенный аппетит становится сильнее естественной потребности в пище и питье, люди, как известно, иногда умирают от истощения, потому что истратили все свои деньги на спиртное или наркотические снадобья. Люди продают одежду своих детей, чтоб купить себе спиртного, и пускаются на воровство и убийство ради того, чтоб добыть денег для приобретения наркотиков.
Кто же станет называть эти ужасы именем Голода! А между тем мы продолжаем говорить и думать так, словно появляющееся у нас желание к тому или иному блюду заслуживает того, чтоб называть его Голодом, тогда как в большинстве случаев это приблизительно то же самое, что и позыв к наркотикам, курению или спиртному.
Животные обладают естественным голодом до тех пор, пока человек не испортит их, соблазняя сластями и другими вещами, ложно называемыми пищею. Ребенок также обладает естественным голодом, пока его не развратят тем же самым путем взрослые. Естественный голод у ребенка заменяется приобретенными аппетитами. Степень этого зависит от того, насколько богаты родители ребенка. Чем они богаче, тем скорее ребенок приобретает ложный аппетит и тем больше его аппетиты. С годами же, делаясь старше, он совершенно теряет воспоминание о том, что значит настоящий Голод.
Неспроста в большинстве случаев люди говорят о Голоде как о неприятном ощущении, а не как о естественном инстинкте. Когда физические упражнения на свежем воздухе и жизнь среди природы дают людям ощущение физического голода, то они едят словно школьники, с тем удовольствием, какого не испытывали в течение многих лет. Они действительно чувствуют Голод и едят вовсе не потому, что привыкли к этому, как делают они это дома, постоянно отягощая свой желудок.
Раз сообщалось в газетах о компании богатых людей, потерпевших крушение во время морской прогулки на яхте. Целых десять дней им пришлось жить почти впроголодь на пустынном острове. Когда их нашли, то они выглядели воплощением здоровья: на щеках играл румянец, взор был ясен, и всем им вернулся драгоценный дар испытывать здоровый, естественный Голод. Некоторые из них в течение нескольких лет страдали диспепсией, но десять дней поста совершенно исцелили их как от этого, так и от других подобных недомоганий.
Так как все это время они питались лишь впроголодь, то из организма были выведены все отходы, отравлявшие его. Остались ли они здоровыми и после, это зависит, разумеется, только от того, сменили ли они опять Голод на Аппетит.
Естественный Голод, как и естественная Жажда, дает о себе знать с помощью мышц рта и горла. Если человек голоден, то мысль или упоминание о пище вызывает своеобразное ощущение во рту, горле и слюнных железах. Нервы этих частей тела испытывают своеродное ощущение: из желез начинает выделяться слюна, и вся эта область обнаруживает желание быть примененной в дело. Желудок обыкновенно не выказывает никаких симптомов и вообще ничем себя в это время не проявляет. Человек просто испытывает желание съесть что-нибудь питательное. Никакого ощущения тошноты, пустоты, беспокойства, верчения в желудке в это время не бывает.
Все эти симптомы характерны как раз для Аппетита, требующего, чтобы раз и навсегда установленная привычка была удовлетворена. Замечали ль вы, что привычка к спиртному проявляет себя в тех же симптомах! Это вожделение и чувство «опустошенности» характерны именно для обеих форм извращенного аппетита. То же самое испытывает и человек, привыкший к курению или жеванию табака.
Нередко приходится слышать, как человек удивляется, почему никто не может приготовить такого вкусного обеда, «какой в прежние времена готавли-вала его мать». И знаете, почему! Единственно только потому, что вместо былого естественного Голода он ощущает теперь извращенный аппетит и, конечно же, не испытывает от пищи прежнего удовлетворения, с той поры как стал есть под давлением Аппетита, т. е. в силу раз заведенной привычки, ибо это делает былую домашнюю трапезу попросту невозможной.
Если же человек начнет культивировать в себе Голод и отбросит Аппетит в сторону, то он снова будет испытывать от еды то удовольствие, какое получал во времена юности, а повара вновь станут готовить ему так же. ка готовила мать, когда он был мальчиком.
Так вот, дело в том, что например йоги безвозвратно победили в себе Аппетит и позволяют проявляться в себе лишь Голоду. Как следствие они получают наслаждение от каждой пригоршни пищи. Даже от корки черного хлеба они получают питание и удовольствие, йог ест так, как не умеют есть обыкновенные люди, о чем речь пойдет у нас ниже. Йог, отнюдь не будучи изможденным аскетом, получает от еды истинное удовольствие, ибо все блюда его приправлены самым пикантным соусом — Голодом.
ПОГЛОЩЕНИЕ ПРАНЫ ИЗ ПИЩИ
Хитрость Природы в комбинировании различных средств для достижения одной цели и в умении сделать необходимое приятным проявляется в бесконечно большом количестве случаев. Один из самых поразительных примеров этого рода будет приведен в этой главе. Мы сейчас увидим, как Природа исполняет несколько дел одновременно и как умеет она сделать приятными необходимые для человеческого организма функции.
Начнем с теории йогов об усвоении Праны из пищи. Теория эта утверждает, что в пище как человека, так и животных содержится известная форма Праны, которая совершенно необходима для поддержания в человеке силы и энергии, и что эта форма Праны поглощается из пищи нервами языка, рта и зубов. Жевание пищи высвобождает эту Прану, размельчая частицы пищи на мельчайшие кусочки и передавая их таким образом в виде многочисленных атомов Праны языку, рту и зубам.
Каждый атом пищи содержит в себе большое количество электронов пищевой праны, или пищевой энергии, причем электроны эти освобождаются при пережевывании пищи и под химическим действием некоторых сложных компонентов слюны. Присутствие этих пранических электронов не подозревается современными учеными, и они неразличимы даже и для современной химии, но будущие исследователи научно докажут, что электроны эти действительно существуют.
Высвободившись из пищи, эта пищевая Прана передается нервам языка, рта и зубов, быстро проходит по мягким тканям и костям и попадает в многочисленные склады нервной системы, откуда по мере надобности она затем передается во все части тела, где идет на увеличение энергии и жизненной силы клеточек. Вот в общих чертах эта теория, подробности которой мы постараемся давать по ходу дела.
Читатель, быть может, удивится, зачем нужно добывать Прану из пищи, когда воздух буквально перенасыщен ею, и Природа лишь понапрасну тратит время и труд, добывая Прану из пищи. Вот, однако, объяснение. Как все электричество — электричество, так и вся Прана — только Прана; но как есть различные виды электрических токов, оказывающих на человеческий организм совершенно различное действие, точно так же существует и несколько проявлений или форм Праны, каждое из которых исполняет в физическом теле определенную работу и которые все необходимы для исполнения самых различных видов работы.
Прана из воздуха выполняет одни функции, Прана из воды — другие, а та, что добывается из пищи, служит для исполнения третьих, вдаваться в подробные объяснения теории Йоги здесь не место, поэтому ограничимся лишь общими положениями. Главным пунктом для нас является то, что пища содержит в себе прану, которая необходима человеческому телу и получить которую можно лишь путем тщательного пережевывания пищи, вследствие чего делается возможным поглощение этой Праны нервами языка, рта и зубов.
Теперь рассмотрим намерение природы сочетающей две важных цели в акте жевания и насыщения пищи слюною. В первую очередь Природа стремится к тому, чтобы каждый кусок пищи был хорошо разжеван и пропитан слюною, прежде чем он будет проглочен, и пренебрежение этим отзывается на всем пищеварении, которое в таком случае становится не вполне нормальным. Однако жевание — естественная функция человека, которой он стал пренебрегать вследствие противоестественных условий и требовании, создаваемых цивилизованной жизнью.
Жевание необходимо для того, чтобы размельчить пищу — это облегчает ее проглатывание, а также улучшает ее пропитывание слюной и пищеварительными соками желудка и тонких кишок. Жевание вызывает выделение слюны, что является одной из необходимых ступеней пищеварительного процесса. Слюна совершает ту часть работы, которую не может совершить никакой другой пищеварительный сок. Физиологи утверждают самым положительным образом, что пережевывание пищи и насыщение ее слюною являются предусловиями нормального пищеварения и составляют необходимую часть всего пищеварительного процесса. Некоторые же специалисты пошли еще дальше и уверяют, что пережевывание пищи и пропитывание ее слюною имеют гораздо большее значение, чем полагают физиологи.
Один из авторитетов в этом вопросе, Горас Флетчер, американский ученый, приводит поразительные доказательства важности этой функции в жизнедеятельности тела. В действительности же г-н Флетчер советует жевать особенным образом, который почти совпадает в данном случае с тем, как принято это делать у йогов. Разница лишь в том, что Флетчер рекомендует свой способ, потому что он оказывает самые благоприятные последствия на пищеварение, йоги же делают это для поглощения из пищи Праны. Но главное заключается в том, что как тот, так и другие идут навстречу желаниям Природы, требующей, чтобы пища была разжевана как можно мельче.
Пищеварительный процесс, облегченный обильным количеством слюны, и происходящее одновременно поглощение пищевой Праны дают вместе с тем и большую экономию в расходовании сил. Для вполне нормального человека жевание пищи является приятным процессом, то же самое испытывают животные и дети. Животное жует и пережевывает свою пищу всегда с видимым наслаждением, и ребенок сосет, жует и держит все во рту гораздо дольше, чем взрослый, пока, наконец, родители не начнут учить его есть, как едят все. Флетчер утверждает, что жевать пищу заставляет нас вкус, который дает нам удовольствие от принятия пищи.
По теории же йогов, помимо вкуса, действительно играющего здесь весьма важную роль, есть и еще нечто неясное, некое неопределенное чувство удовлетворения, получаемого от держания пищи во рту; оно-то и заставляет нас перевертывать ее языком, пережевывать, сосать и потом уже совершенно размельченной незаметно для себя проглатывать. Флетчер полагает, что, пока в пище сохранилась хоть частица вкуса, в ней имеются еще питательные вещества, и в данном случае, мы считаем, он совершенно прав.
Но мы все-таки думаем, что, помимо этого, есть еще и то ощущение, которое, если мы научимся на-Л его, даст нам удовлетворение от долгого непроглатывания пищи, и это ощущение, утверждаем мы, продолжается до той поры, пока из пищи не выделится вся ее Прана. И если вы будете (хотя бы частично следовать тому способу еды, какого придерживаются йоги, то вы легко сможете понять, почему оми вместо того чтобы сразу проглатывать пищу, подолгу держат ее во рту, позволяя ей таять и растворяться. И каждый может уловить это ощущение как от той пищи, которая ничего собою особенного по вкусу не представляет, так и от той, которая пользуется вашим особым предпочтением.
Описать это ощущение почти невозможно, так как в языках европейских народов нет слов для этого, да и само ощущение далеко не признано западными расами. Лучшее, что мы можем сделать, это привести сравнение, рискуя при этом показаться даже смешными. Вот что мы имеем в виду: вам, должно быть, знакомо то ощущение, какое иногда можно испытать в присутствии особо «магнетической» личности — это неописуемое ощущение заключается в том, что чув ствуешь, как получаешь от нее силу и жизненность.
Кто победит в себе ложный Аппетит (столь часто принимаемый за Голод), тот сумеет, даже жуя сухую корку хлеба, вобрать в себя содержащуюся в ней питательность и не только получит известное удовольствие от ее вкуса, но и живо испытает то ощущение, о котором мы только что сказали. Для того чтобы отвыкнуть от ложного аппетита и возвратиться к естественному голоду, требуется известная практика. Наиболее питательная пища будет наилучшим образом удовлетворять нормальному вкусу, причем нужно помнить, что пищевая Прана содержится в пище в прямой зависимости от ее питательности — еще один пример мудрости Природы.
Йог ест свою пищу медленно, пережевывая ее до тех пор, пока он «чувствует ее», т. е. пока она дает ему известное вкусовое ощущение. В большинстве случаев это ощущение продолжается все время, пока пища находится во рту, так как Природа требует, чтобы пища растворялась медленно и медленно же проглатывалась. Йог двигает своими челюстями медленно, так сказать, лаская пищу языком, и зубы погружает в нее любовно, ибо он понимает, что, извлекая из нее пищевую Прану с помощью нервов рта, языка и зубов, он тем самым укрепляет и усиливает себя самого и пополняет запасы энергии в своем организме.
В то же самое время йог сознает, что он должным образом подготавливает свою пищу к перевариванию в желудке и тонком кишечнике и доставляет своему телу строительный материал, необходимый для восстановления его клеточек.
Тот, кто будет при приеме пищи следовать способу йогов, получит из нее гораздо больше питательности, чем обыкновенный человек, так как каждая унция пищи отдаст ему максимум своей питательности, тогда как у того, кто проглатывает пищу лишь полупрожеванной и недостаточно смоченной слюною, многое будет пропадать даром и проходить через организм в виде бродящей и гниющей массы. В согласии же со способом йогов, ничто не выходит из организма в виде отбросов, кроме действительно отбросов, и каждая частица питательности извлекается из пищи, а вместе с нею из атомов ее поглощается и значительно большее количество пищевой Праны.
Возьмите, например, кусок хлеба и начните тщательно жевать его, чтобы посмотреть, сколько пройдет времени, прежде чем вы его проглотите. Окажется, вам вовсе не придется «глотать» его, как вы то обыкновенно делаете, когда едите; хлеб будет исчезать постепенно, независимо от вашей воли, превратившись сперва в мягкую кашицу. И из такого куска хлеба каждый получит питательности в два раза больше, чем если он съест его обычным порядком, а количество поглощенной пищевой Праны будет в три раза больше, чем всегда.
Другой интересный опыт можно проделать с молоком. Молоко — жидкость и, конечно же, не нуждается в измельчении, как того требует твердая пища. И все-таки остается точно установленный экспериментами факт, что кружка молока, выпитая залпом, не даст и половины той питательности, какую можно получить от того же количества молока, если пить его медленно, задерживая на мгновение во рту и касаясь его языком. Ребенок, сося молоко из груди или из бутылки, все время двигает языком и щеками, что производит приток жидкости из желез, и таким образом увеличивает питательность молока даже несмотря на то, что слюна у ребенка начинает выделяться только после того, как прорежут зубы.
Советуем нашим читателям убедиться во всем этом на собственном опыте. Выберите свободное время и начните медленно жевать, предоставляя пище постепенно таять во рту, вместо того чтобы делать усилие, проглатывая ее. Невольное глотание пищи возможно только тогда, когда она превращена в полужидкую кашицу, насыщенную слюной, и лишь после того, когда из нее выделилась вся пищевая Прана. Попробуйте съесть таким образом яблоко — и вы увидите, что в ваш организм как будто влилась новая сила, словно вы съели какое-то весьма питательное блюдо.
Мы отлично понимаем, что йог имеет достаточно времени, чтобы есть свою пищу таким именно образом, и что это гораздо труднее постоянно занятому человеку Запада, и мы не ожидаем, что все наши читатели разом изменят привычный образ питания. Но мы уверены, что если кто-нибудь время от времени станет подражать йогам, то несомненно улучшит свой способ пережевывания пищи, а это в положительную сторону отразится на его здоровье.
Кроме того, мы знаем, что такой человек испытает новое удовольствие во время еды и вскоре научится есть «с любовью», т. е. почувствует желание не проглатывать пищу как можно дольше. Целый мир вкуса откроется такому человеку и он получит от еды гораздо больше удовольствия, чем прежде, не говоря уже о том, что у него улучшится пищеварение и прибавится энергии, так как он станет получать больше питательности .
И всякий, у кого хватит терпения довести опыт нового питания до того времени, когда тот сможет дать результаты, станет получать почти невероятное количество питания и силы от сравнительно небольшого количества пищи, так как он ничего не будет терять напрасно. Каждый, кто страдает дурным пищеварением и малой жизнеспособностью, если последует такому способу питания, может убедиться в этом на себе.
Йоги известны своей воздержанностью в пище, но тем не менее они вполне понимают значение и необходимость питания и постоянно доставляют своему телу нужный строительный материал. Тайна их, как вы могли видеть, заключается в том, что они извлекают из пищи фактически все, что в ней есть питательного. Они не перегружают своего организма ненужным материалом, приносящим ему только вред и заставляющим тратить лишнее количество энергии на то, чтоб от него освободиться. Они получают максимум питательности из минимума пищи и огромное количество Праны из небольшого количества материала.
Если читатель и не в состоянии во всем следовать указаниям, как принимать пищу, он все-таки может принести себе большую пользу, следуя этим указаниям хотя бы отчасти.
О ПИЩЕ
Вопрос о выборе пищи мы хотим оставить открытым: предоставим нашим читателям самим решать, что им всего более подходит. Хотя йоги и предпочитают известный род пищи как наиболее питательный, но было бы, мы полагаем, бессмысленным пытаться сразу и вдруг изменить привычке целой жизни. Вернее даже, и привычке многих поколений), тем более что человек должен руководствоваться более собственным опытом и своими все возрастающими знаниями, нежели догматическими утверждениями других. Скажем только, что йог предпочитает питаться растительной пищей, во-первых, по гигиеническим соображениям, и кроме того, из отвращения жителей востока к мясу животных.
Наиболее серьезные последователи Йоги питаются фруктами, орехами, оливковым маслом и тому подобными вещами вместе с пресным хлебом грубого помола. Но когда им приходится путешествовать или находиться среди людей, питающихся иначе, они меняют свои привычки; не желая стать в тягость хозяевам, а также зная, что если они будут пережевывать пищу медленно, то всегда получат наибольшее количество питательности, все равно что бы они ни ели. И в самом деле, следуя способу йогов, можно безопасно есть даже самые неудобоваримые вещи, присутствующие в современном меню западных народов.
Мы не намерены давать нашим читателям какие-либо произвольные правила, человек должен сам постепенно дорасти до более рационального способа питания, не испытывая на себе внезапного и грубого давления. Трудно перейти на растительную пищу человеку, который всю жизнь ел мясо, равно как и трудно начать есть все в сыром виде, если до сих пор привык есть все только вареным или жареным. Выло бы желательно, чтобы в выборе пищи каждый доверился собственному инстинкту и разнообразил бы ее как можно более.
Инстинкт, если руководиться им, всегда заставит человека выбрать то, что ему больше всего нужно, и поэтому гораздо лучше положиться на инстинкт, чем связывать себя самого с какой-нибудь неизменной, раз навсегда установленной диетой. Пусть каждый спокойно ест то, что ему больше всего нравится, и возможно больше разнообразит свою пищу, не забывая, однако, при этом о том, что ее следует хорошо и медленно пережевывать.
Мы будем говорить о тех немногих вещах, которых человеку разумному следует избегать, но и это не более как общий совет. Относительно мясной пищи мы думаем, что человечество постепенно откажется от нее, но придерживаемся мнения, что каждый человек должен изжить в себе желание мяса, а не просто подавить в себе инстинкт, так как если он перестанет есть мясо, но в то же время его будет «тянуть» к нему, то в конце концов это почти то же, как если бы он его ел. Человек когда-нибудь дорастет до сознания вреда мясной пищи, пока же это время не наступило, никакие запрещения не принесут пользы.
Мы уверены, что многие из читателей сочтут, будто это преувеличение, но мы ничего не можем поделать: все, что мы говорим, основано на опыте. Если кто-нибудь интересуется преимуществами той или иной пищи, то пусть он прочтет сочинения по гигиене питания, изданные за последние годы. Пусть только он читает разных авторов и не увлекается кем-то одним. Важно и интересно читать все, что написано относительно сравнительной полезности различных пищевых продуктов, стоящих у нас на столе, поскольку познания в этой области помогут каждому ориентироваться в вопросе о том, что следует есть, и это же даст возможность расширить свое ежедневное меню. Но перемена кушанья прежде всего должна быть основана на опыте и на размышлении, а не на словах одного какого-нибудь авторитета, у которого имеется свой любимый конек,
Если бы нас спросили, что есть, мы сказали бы:
«Ешьте пищу по возможности разнообразную, избегайте многокалорийных кушаний, не ешьте много жирного, берегитесь жареного, не ешьте слишком много мяса, в особенности избегайте свинину и телятину; старайтесь приучать себя к простой пище, а не к утонченным яствам; не злоупотребляйте сластями; исключите из вашего меню горячие кексы; тщательно и медленно пережевывайте каждый кусок пищи, как то было указано ранее; но в общем не бойтесь никакой пищи, так как если вы будете есть ее подобающим образом, то она не причинит вам вреда».
Мы полагаем, что первый завтрак должен быть очень легким, так как после ночного отдыха в теле по утрам еще весьма мало поломок, нуждающихся в ремонте, а значит, и нужда в строительном материале меньшая. Если есть время и возможность, сделайте перед едой физические упражнения.
Если вы возвратитесь к тому способу пережевывания пищи, который установлен вам самой Природой, и испытаете то ощущение, какое возникает при правильной еде, то противоестественный аппетит, приобретенный вами, исчезнет сам собой и заменится здоровым голодом. Если же к вам возвратится голод, то уже инстинкт тогда подскажет вам выбор питательного блюда, и вы будете испытывать склонность и желание съесть именно то, что вам наиболее полезно. Инстинкт человека — лучший его проводник, если только он не испорчен употреблением тех нездоровых блюд, которых так много в наше время и которые порождают фальшивый аппетит.
Если вы ощущаете, что ваше здоровье не совсем в порядке, вы можете смело уменьшить свою дневную порцию и дать желудку большую свободу. Не причиняя вреда своему здоровью, можно прожить без еды несколько дней, хотя мы и не рекомендуем продолжительных постов. Тем не менее во время болезни мы советуем дать желудку отдых, чтобы вся энергия организма могла быть направлена на удаление отходов, послуживших причиною недуга. Животные, как вы можете заметить, всегда прекращают есть, когда больны, и лежат неподвижно, покуда болезнь не пройдет, и лишь тогда принимаются за еду. Людям следует взять себе этот урок за правило, так как от этого ничего, кроме добра, не будет.
Нам бы ни в коей мере не хотелось и того, чтоб читатели превратились в «пищевых маньяков», взвешивающих, обмеряющих и анализирующих каждый кусок, подносимый ко рту. Мы считаем такое поведение ненормальностью, оно вредно отзывается на инстинкте, который заражается всякими странными привычками. Мы полагаем, что гораздо лучше принимать только необходимые меры предосторожности при выборе пищи, а после уже не заниматься этим вопросом вовсе и есть с мыслью о том, что пища дает питание и силу и, пережевывая ее по указанному ранее способу, верить, что природа сделает все остальное. Нужно как можно больше придерживаться природы и принять ее правила за главные принципы.
Сильный, здоровый человек не боится пищи, и ничто не может случиться с тем, кто желает оставаться здоровым. Нужно всегда быть жизнерадостным, дышать чистым воздухом, есть как предписывает. Природа, жить чисто, и тогда не придется делать химический анализ каждому куску. Не следует бояться доверить себя инстинкту, он в конце концов естественный руководитель человека.
Комментарии |
|
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."
< Предыдущая | Следующая > |
---|