ЗАКАЛИВАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Известно, что плохие условия могут сыграть отрицательную роль в жизни ребенка и сделать его слабым, болезненным, даже если он родился здоровым. И наоборот, ребенок, по тем или иным причинам слабый от рождения, при благоприятных условиях может стать здоровым и крепким.
Мощным средством для укрепления здоровья ребенка является закаливание.
Закаливание — это система мероприятий, повышающих устойчивость организма по отношению к различным влияниям внешней среды, и прежде всего к ее температурным изменениям.Средствами закаливания являются естественные факторы: воздух, вода и солнце.Каждый природный фактор может быть применен в целях оздоровления только в том случае, если он отвечает гигиеническим требованиям.
Для воздуха и воды это чистота, то есть отсутствие химической, механической и бактериальной загрязненности, определенная температура; для воздуха, кроме того, следует учитывать влажность и скорость движения. При закаливании солнечными лучами принимают во внимание угол падения и интенсивность лучей.
Различают местные и общие закаливающие процедуры.
При местных процедурах закаливающие факторы действуют на ту или иную часть тела , (на-, пример, верхние пли нижние конечности).
При общих процедурах одновременному воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела.
Сущность закаливания состоит в том, что раздражение рецепторов кожных покровов вызывает коротковременное рефлекторное сужение сосудов кожи с последующим их расширением, изменение сердечной деятельности: учащение пульса, некоторое повышение давления, изменение частоты и глубины дыхания. В результате всех изменении улучшается уровень обмена веществ, реактивность и сопротивляемость всего организма.
При местном воздействии закаливающих процедур можно пользоваться гораздо более сильными раздражителями (более холодный воздух, более холодная вода), которые для общих процедур совершенно не приемлемы.
Чем сильнее действие раздражителя, тем короче должна быть процедура.
Положительный эффект закаливающих мероприятии может быть достигнут только при соблюдении трех основных правил:
- Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия.
- Систематическое использование процедур во все времена года.
Все закаливающие мероприятия должны проводиться на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка. Индивидуальный подход требует не только учета возраста, физического развития ребенка, состояния его здоровья и перенесенных заболеваний, но так же и особенностей его высшей нервной деятельности.
Дети с преобладанием процессов возбуждения нуждаются в успокаивающих процедурах, тогда как дети с преобладанием процессов торможения нуждаются в бодрящих, процедурах, что способствует уравновешиванию обоих нервных процессов.
Постоянное увеличение силы раздражающего воздействия особенно важно для детей раннего возраста и ослабленных. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием каждого ребенка, его непосредственной реакцией на раздражеения. В каждом отдельном случае надо выбирать среднее между чрезмерно сильным и чрезмерно слабым воздействием.
Например, очередное снижение температуры воды при водных процедурах должно вызывать кратковременное учащение пульса. Если этого эффекта нет, значит, темпера снижена недостаточно. Если кроме учащения пульса, появились признаки охлаждения (дрожание, «гусиная кожа»), значит, что температуру воды снизили слишком резко и преждевременно .
Систематическое повторение закаливающих процедур необходимо для укрепления рефлекторных реакций, так как известно, что прекращение раздражителей сопровождается угнетением рефлекса.
Закаливающие мероприятия эффективны только при постоянном подкреплении и тренировке.
Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение круглого года можно только в том случае, если они прочно войдут в режим дня ребенка и органически сольются с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток (сон, прогулка, игра, умывание и т. д.).
Подчиняясь правилу систематического повторения закаливающих процедур, их нельзя отменять даже в случаях заболевания детей (насморк, ОРЗ), конечно, если эти заболевания не сопровождаются значительным ухудшением общего состояния детей. При этом во время заболеваний следует применять более слабые действующие процедуры. Так же и в холодное время года не отменяют вообще закаливающие процедуры, но, если нет условий для проведения общих процедур, их заменяют местными, например, общие обливания, проводимые летом, зимой можно заменить обливанием ног.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ
Первые воздушные ванны назначают в помещении, чтобы ограничить действие воздуха только определенной температурой. Для самых маленьких детей они сочетаются с процессом перепеленывания, смены одежды. В эти моменты комнатный воздух беспрепятственно воздействует на рецепторы кожи ребенка.
Температура воздуха в детской комнате должна быть +20 +22° С. Повышение температуры воздуха в детской комнате для грудных детей более +22° сопровождается усилением потоотделения и поэтому нежелательно, а снижение температуры ниже +20° С также недопустимо, так как сопровождается появлением признаков охлаждения. С 1,5 месяца жизни во время одною пеленания следует включить элементы массажа и гимнастики, сочетая их с воздушной ванной, по мере роста ребенка продолжительность воздушной ванны постепенно увеличивается с 3—4 минут до 10 минут.
Для годовалых детей температура воздуха в помещении во время воздушной ванны постепенно снижается до +18° С.
Старшие дети получают воздушную ванну во время утренней гимнастики, помещение при этом должно быть хорошо проветренным.
Для детей с 2 до 3—4 лет и дошкольников температура может снизиться до +16° С.
Усиление раздражающего действия воздуха обычно достигается как путем снижения его температуры, так и путем увеличения площади открытой поверхности кожных покровов. Вначале обнажают руки, заменяя рубашку майкой, затем снимают чулки, оставляя детей в майках и трусах, и, после того как дети привыкают к таким костюмам, проводят воздушную ванну и гимнастику в одних трусах.
Надо следить за тем, чтобы не только во время гимнастики, но и в обычное бодрствование дети не были слишком тепло одеты.
Закаливание организма на открытом воздухе можно проводить в различные моменты режима дня: во время утренней зарядки, прогулки и во время дневного сна.
Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок как можно больше времени проводил вне помещения — на свежем воздухе летом и зимой. Ежедневная прогулка во все времена года не только в солнечную, но и в пасмурную погоду должна входить в режим дня ребенка любого возраста.
Известный советский педиатр, академик Г. Н. Сперанский писал, что день, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. Ежедневные прогулки укрепляют нервную систему, улучшают кровообращение, закаливают и предохраняют от рахита.
Ребенка, родившегося летом, можно с первых дней жизни выносить гулять. Если ребенок родился в холодное время года, впервые его следует выносить на прогулку на 3—4-й неделе жизни при температуре воздуха не ниже —5° С.
К холодному воздуху малыша приучают постепенно. Сначала прогулки проводят на закрытой веранде. В первые дни их продолжительность не превышает 10 минут, а затем их доводят до 30— 45 минут.
Детей первых двух месяцев жизни зимой выносят на улицу при температуре не ниже —10° С. В холодные дни прогулки спим лучше совершать два раза в день продолжительностью до 20— 30 минут каждая.
В более теплое время пребывание на воздухе продолжается 45—60 минут и более.
В возрасте 3—6 месяцев ребенок может гулять при температуре воздуха —15° С. Зимой проводятся две прогулки общей продолжительностью от 1 часа до 2—3 часов.
Дети в возрасте 2 — 3 лет гуляют также два раза в день, минимальной темпера для уже тренированного малыша является 15—20° С ниже нуля.
В районах с более холодной зимой, но менее влажным воздухом в безветренные дни ребенок может быть на улице и при более низкой температуре. Дошкольники и школьники должны находиться зимой на улице не менее 3—4 часов.
Для прогулки по ВОЗМОЖНОСТИ выбирают место, защищенное от ветра, ибо движение воздуха содействует переохлаждению, сильный ветер затрудняет нормальное дыхание.
В теплое время года детям грудного и ясельного возрасти необходимо проводить на воздухе большую часть дня. а дошкольникам и школьникам (в дни каникул) - почти весь день.
Некоторые родители во время прогулки тщательно закрывают лицо малыша краем одеяла, завязывая рот платком иди шарфом. Это делать не следует, так как ребенок при таком укутывании не дышит свежим воздухом и смысл прогулки теряется.
Малыша одевают по сезону, не допуская ни охлаждения, ни перегревания.Очень часто дети болеют не от переохлаждения, а от перегревания.Обмен веществ у них более интенсивный, чем у взрослых, значит, в детском организме образуется больше энергии и тепла, и совершенно неразумно одевать их теплее, чем одеты взрослые в то же самое время.
Посмотрите вокруг: молодая мама идет в летнем платье, а своего малыша ведет в кофточке, колготках; подул летний ветер, и тут же родители одевают на ребенка вязаную шапочку, но почему-то никому из взрослых в то же самое время не придет в голову натянуть на себя теплый головной убор. Свои действия родители объясняют, на их взгляд, логичным рассуждением: ребенок часто болеет, вот и одеваем его. Только таким путем никогда не вырваться из замкнутого круга: имея интенсивный обмен веществ, дети к тому же еще очень подвижны, и ребенок потеет, устает, а в перегретом организме быстро активизируются микробы, которых всегда достаточно в организме, и наступает заболевание. Укутывание детей во все времена не приносило и не принесет им здоровья.
Эффективным средством закаливания является хождение босиком. Выпускайте детей гулять голыми и босыми летом, не обрывайте их связи с землей, пусть они пачкаются, играют везде и всюду, и тогда они значительно меньше будут болеть.
ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЦЕМ
Энергия солнца в виде ультрафиолетовых лучей помогает закаливанию организма, улучшает сон, самочувствие ребенка, состав крови и обмен веществ.
Ультрафиолетовые лучи повышают защитные силы организма и являются важным средством и предупеждение и лечения рахита.
Нельзя забывать, что солнечные ванны — это сильнодействующие процедуры, при неумелом использовании принести вред, в частности, вызвать перегревание, что в свою очередь, снижает сопротивляемость организма и способствует возникновению рвоты и поноса. Даже малейшее перегревание на солнце вызывает у ребенка головокружение, слабость, бессонницу, потерю аппетита, головную боль, повышенную раздражительность, сердцебиение, а также солнечные ожоги. Последние очень вредны, так как могут повысить температуру до 38—40° С. Длительное нахождение детей на солнце с непокрытой головой может привести к солнечному удару.
Солнечные ванны детям нельзя проводить так, как это рекомендуется взрослым.
Дети до года в летнее время должны находиться в тени.
Дети старше года принимают солнечные ванны во время игры. В первые дни продолжительность их не должна превышать 5—б минут. Постепенно после появления загара их можно увеличить до 10—15 минут. Во время прогулки солнечную ванну можно повторить 2— 3 раза.
В зимнее время широко используют искусственные солнечные лучи. По назначению врача детей облучают ультрафиолетовыми лучами ртутно-кварцевой лампы.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
Водные процедуры доступное и в то же время мощное средство закаливания.
Вода оказывает на теплорегуляцию более, сильное влияние, чем воздух той же температуры, так как ее теплопроводимость в 28 раз больше, в результате она отнимает у организма больше тепла, чем воздух.
Не случайно у незакаленного человека, промочившего ноги, появляется насморк, а иногда и заболевание дыхательных путей.
Опыты показали, что уже в течение первой минуты после погружения ног в холодную воду начинается снижение температуры слизистой оболочки носа. Если же человек систематически обмывал ноги прохладной водой, его организм приспособился к подобным температурным воздействиям. Слизистая оболочка дыхательных путей в этом случае меньше реагирует на резкую смену температуры, и вероятность заболеть значительно снижается. Закаленный ребенок легче переносит внезапную смену тепла и холода...
Под влиянием водных процедур человек сначала испытывает холод, кровеносные сосуды кожи суживаются, кровь отливает к внутренним органам, однако уже через полминуты — минуту сосуды расширяются, кровь приливает к коже и возникает ощущение тепла — кожа розовеет и становится теплой. Кратковременные водные процедуры хорошо влияют на ребенка, его мышечную, сосудистую и нервную системы, а также на обмен веществ и настроение: исчезает вялость, улучшается аппетит и сон.При закаливании водой требуется строгая постепенность в снижении температуры. В качестве закаливающих водных процедур используются гигиенические ванны, умывание, обливание стоп, а также обтирание, общие обливание, душ и купание.
ВАННЫ, УМЫВАНИЕ и ОБЛИВАНИЕ СТОП
Академик Г. Н. Сперанский не рекомендовал даже грудных детей купать в очень теплой воде, так как это изнеживает детский организм.
Температура воды в ванне для детей первого полугодия жизни должна равняться температуре тела: 30—37° С, для детей второго полугодия и более старших — 36° С.
После ванны полезно облить ребенка 2—3 литрами воды с температурой на 1—2° С ниже той, что была в ванне. Со временем ее снижают еще па 2-3° С
С конца первого года жизни ежедневно утром и вечером лицо, шею и руки (до локтя) ребенка умывают прохладной водой не ниже 18° С. С полутора лет ребёнка умывают до пояса теплой водой (36° С), а затем ее температуру постепенно (с промежутками в 3—4 дня) понижают до комнатной.
До школьники и школьники моются до пояса ,после умывания кожу растирают полотенцем лучше махровым, до легкого покраснения.
Если ребенок привык летом умываться до пояса прохладной водой, важно сохранить эту привычку и в зимнее время.
Обливание стоп (местное обливание) можно начинать с двухлетнего возраста, сначала теплой водой 30" С, а затем, постепенно снижая ее температуру через каждые 2—3 дня на 1—2° С, доводят до 18—20° С. После обливания следует растирание сухим полотенцем.
Для закаливания детей с полутора-двухлетнего возраста эффективно контрастное обливание ног (попеременное обливание то теплой, то прохладной водой).
После контрастного обливания энергично растираем ноги ребенка полотенцем до легкого покраснения.
Как показала практика, этот метод достаточно эффективный; проводится контрастное обливание ног круглый год.
ОБТИРАНИЕ
Обтирание можно проводить ребенку, когда ему исполняется 6 месяцев. Начинают обтирание теплой водой (35—36 С). Через каждые 5—7 дней температуру ее - снижают на 1С и доводят для детей первого года жизни до 28—30е С, для 2- и 3-летних малышей — до 25—26е С. Обтирание детей дошкольного возраста начинают при температуре воды 33—32е С, постепенно доводя ее до комнатной, но не ниже 16—17 С. В случае перерыва обтирания вновь начинать их следует водой при температуре, которая была при последней процедуре.
При длительных перерывах обтирания возобновляют при более высокой температуре воды. Обтирание лучше проводить после ночного сна куском фланели, рукавичкой, специально сшитой из мягкой ткани, смоченной водой соответствующей температуры. Обтирания проводят в следующей последовательности: сначала обтирают руки, затем ноги, грудь, живот и спину. После этого малыша завертывают в простынку и насухо вытирают до легкго покраснения кожи. Нельзя долго смачивать кожу — вся процедура должна быть закончена в течение 3 — 5 минут.
Общее обливание и душ — более сильные закаливающие процедуры.
Обливание начинают с годовалого возраста, а душ в виде ежедневной процедуры — не ранее полутора лет.
Обливание всего тела должно проводиться при температуре воздуха не ниже +23° С. Воду льют из лейки на плечи, грудь и спину (расход воды 1,5—2 литра). Сосуд поднимают на 6—8 см выше ребенка. Длительность процедуры начинается с 15 секунд и может быть увеличена до 35 секунд. Затем сразу следует сухое растирание.
Возраст |
Начальная температура |
Конечная 'температура |
До 3 лет 3—4 года 5—7 лет |
+ 35°С 34-35°С 34—35°С |
+ 26-28°С + 24°С + 22°С |
Температура воды снижается через три-четыре дня на два градуса. Душевые установки (смесители) используют при закаливании водой только в том случае, если можно обеспечить постоянную температуру, устанавливая обычно бак для разведения водой нужной температуры.
Нужно помнить, что методы и средства закаливания подбираются индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды.
Родители должны следовать советам врача, проводить с раннего возраста разумное и систематическое закаливание организма ребенка.
Чтобы ребенок рос здоровым, важно родителям научиться быть обязательным, неукоснительно выполнить все советы и рекомендации по вопросам воспитания здорового ребенка, постоянно совершенствовать эти знания, ибо от незнаний наших, а порой от нежелания исполнять познанное мы платим дорогой ценой, ценой здоровья ребенка.
Истина всегда проста: вытирай после гигиенической ванны тщательно ноги, протирая насухо пространства между пальцами, и вероятность грибковых заболевании будет значительно меньше, если даже произошла «встреча» с грибком. Защитный механизм организма достаточно высок, но как часто при несоблюдении элементарных гигиенических навыков нарушаются иммунологические, защитные функции организма и возникает заболевание. А когда это случается с ребенком, бывает еще более непростительно и обидно. Важно не только знать истины, но выполнять их. Известно, например, что сепсис (заражение крови) у новорожденных детей встречается у 44 из тысячи.
Существует неправильное понятие о том, что организм новорожденного стерилен. В действительности 20% детей, рожденных от здоровых Женщин, уже инфицированы за счет микробной флоры женщины. У матерей, имеющих какие-либо заболевания до или во время беременности, инфицированность новорожденных составляет 50— 60%. К 3—4-му дню Жизни практически все новорожденные бывают инфицированы. Но инфицирование не значит заболевание; инфицированы все, а заболевают единицы, и наступает заболевание при определенных условиях.
Не буду затруднять вас медицинскими проблемами, скажу лишь, что от вашей позиции, от вашего поведения зависит многое: будете соблюдать рекомендации врача — будет здоровым ребенок.
Что, например, нужно, чтобы выполнить такие советы:
- не надо устраивать смотрин новорожденного, наоборот, его следует оградить от всевозможных контактов;
- не нужно брать в свой рот соску малыша: поднятая с полу, она бывает чище, чем вынутая изо рта взрослого, хотя в том и другом случае надо мыть соску.
Простые советы, но выполнение их так важно для сохранения здоровья совсем маленького человека
Комментарии |
|
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."
< Предыдущая | Следующая > |
---|