Get Adobe Flash player

Случайные дневники

Готовый раствор Интерферона можно хранить одни сутки на холоде.Интерферон можно применять и при вирусных заболеваниях глаз, закапывая по 2 капли к г
При невозможности попасть к врачу и быстро получить необходимые рекомендации существует несколько способов выхода из положения. Это телефонный
Жила там старушка - Мефодиевна. Незадолго до этого она умерла. Было у нее двое взрослых сыновей – хорошие парни, но, увы, очень невоздержанные к спи

Новости партнеров.

Главная страница Научная медицина Что такое вирус.

Согласно одной из наиболее авторитетных гипотез, вирусы - это «одичавшие» потомки бактерий или других одноклеточных организмов. Некоторые ученые считают их древнейшими на свете существами или даже агентами иных цивилизаций. Но как бы то ни было, на их совести больше половины всех заболеваний человека.

Сколько мы знаем о вирусах? Одновременно много и мало. Известно, что они вызывают грипп, корь, оспу, тропические лихорадки, некоторые виды рака и лейкозов. Мы знаем, что в ирусы, в отличие от всех остальных живых организмов, не имеют клеточного строения. Антибиотики, убивающие бактерии, для них безвредны. Вирусы находятся на самой границе между живым и неживым. С «живой» стороны соседи вирусов – простейшие хламидии. С другой - неживые полимеры.

Вирусы были открыты чуть больше 115 лет назад. В 1892 году табачные плантации в Крыму поразила непонятная хворь. Л истья растений покрывались сложным рисунком, эта мозаика (так болезнь и назвали – табачная мозаика) перепрыгивала с одного растения на другое и грозила сгубить весь урожай.

Поскольку вопрос был денежный, тогдашние «табачные олигархи» выписали из Академии наук целую экспедицию. Ее возглавил известный петербургский ботаник профессор Дмитрий Ивановский (сейчас его имя носит Институт вирусологии РАМН в Москве). Он сразу предположил, что болезнь вызвана неизвестной ранее бактерией. С этими биообъектами ученые к концу XIX в. уже умели обращаться. Была создана аппаратура – бактериальные фильтры, – которая задерживала даже самые мелкие бактерии.

То, что открыл Ивановский, повергло его в шок. Неведомый возбудитель табачной мозаики играючи проходил через любые фильтры, включая фарфоровый с крайне мелкой ячеистой структурой! За неимением лучшего термина, российский ученый называл свое открытие то «фильтрующимися бактериями», то просто «микроорганизмами». Термин «вирусы», произошедший от латинского virus , то есть яд, предложил датский ботаник Мартин Виллем.

После этого открытия в вирусологии посыпались, как из рога изобилия. В 1898 г. был открыт вирус ящура, в 1901-м - желтой лихорадки, в1907-м -натуральной оспы, в 1909-м - полиомиелита, в1912-м - герпеса, в1933-м - гриппа…

Последний, кстати, лучше других показал способность вирусов приспосабливаться к окружающей среде путем мутации. В 1918 году, после окончания Первой мировой войны, разразилась небывалая пандемия гриппа, получившего название «испанки». За полтора года она охватила все страны, поразив более миллиарда человек. Болезнь протекала исключительно тяжело: погибли примерно 25 млн. человек - больше, чем на всех фронтах Первой мировой.

Никогда позже грипп не вызывал столь высокой смертности ни в 1957 году, когда разразилась пандемия азиатского гриппа, ни в 1968 году, когда появился гонконгский. Все дело в том, что вирус «испанки» был мутантом, против которого ни у кого на свете не было иммунитета. То же самое мы будем иметь, если, не дай бог, произойдет скрещивание птичьего гриппа с каким-нибудь из человеческих штаммов.

Вирусы настолько малы, что их не видно даже в самый сильный оптический микроскоп – размеры вирусов меньше длины световой волны. Они колеблются от 20 до 300 нанометров, что в среднем в 50 раз меньше габаритов бактерий.

Вирусы просты до примитива. Их сердцевина – это генетический материал (ДНК или РНК). Генетический аппарат вируса несет информацию о нескольких типах белков, которые необходимы для образования нового вируса. Ее окружает белковая оболочка (капсид). У сравнительно больших вирусов (грипп, герпес) может быть еще дополнительная липопротеиновая оболочка.

В отличие от обычных живых клеток, вирусы не потребляют пищи и не вырабатывают энергии. Они прирожденные паразиты, не способные к размножению без участия живой клетки постороннего организма. Например, вирус полиомиелита может жить только в нервных клетках человека или обезьяны, вирус гепатита А и В - только в клетках печени, вирус гриппа - в клетках слизистой оболочки верхних дыхательных путей, вирус паротита (свинки) - в клетках околоушных слюнных желез…

То, что в для вирусов размножение, среди нас, людей, считается заражением. Происходит этот неприятный процесс так: вирус десантируется на поверхность клетки, его белковая оболочка остается снаружи, а нуклеиновая кислота проникает внутрь. После этого вирус по генетической информации, считанной с нуклеиновой кислоты, начинает самовоспроизводиться, используя в качестве строительного материала вещества клетки-хозяина.