Get Adobe Flash player

Случайные дневники

Да, я против крещенских купаний. Почему? Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в пр
Однако во время недельного отпуска секс-туристки дают волю животным инстинктам и меняют мужчин каждый день. В исследовании приняли участие 30 000 жен
Кроме этого, употребление некачественных продуктов питания, и малое количество потребления продуктов, богатых йодом тоже вызывает нарушения функции щи
Главная страница Мир человека Психическое здоровье

Современная наука, основываясь на тру­дах   выдающихся   русских   ученых   И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. М. Бехтерева и их учеников, утверждает единство соматического и психи­ческого у человека. Физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаимосвязаны. Народная муд­рость выразила это в пословице «В здоровом   теле — здоровый дух». При этом под здоровым духом обычно подразумевается   способность человека к полноценной трудовой деятельности, творческая активность. Но, пра­вильно отражая единство тела и духа, пословица не сов­сем точно отдает приоритет в здоровье телу. Известно много примеров, когда именно здоровый дух, сильная психика подчиняют слабое тело, обеспечивая его здо­ровье. Великий русский полководец А. Суворов, родив­шийся

болезненным ребенком, в результате сознатель­ного закаливания организма и строгого режима выработал у себя исключительную физическую выносливость, позволявшую ему переносить тяготы воинской службы и быть   примером   для солдат.

 

Немецкий философ П. Кант, имевший в детстве слабое здоровье, так орга­низовал распорядок своей жизни, что избегал болезней. Можно привести примеры того, как воля и настойчи­вость помогают человеку сохранить возможность для плодотворной деятельности при тяжелых телесных забо­леваниях. Н. Островский, Л. Мерссьев и многие другие доказали, что сильный духом человек может преодолеть телесные недуги. Это дало возможность Бернарду Шоу утверждать: «Здоровое тело — продукт здорового рас­судка». Все эти факты заставляют внимательно рассмот­реть роль психики в обеспечении здоровья и деятель­ности человека.

 

Материальной основой психики человека является нервная система, которая включает несколько взаимо­связанных систем. В приспособлении организма к из­менению среды  существования   определяющую роль играет центральная (ЦНС) и периферическая нервная система. В наиболее общем виде к ЦНС относится го­ловной н спинной мозг. К ним от всех частей и органов тела подходят волокна периферической   нервной сис­темы, по которым в ЦНС поступают в виде ощущения раздражения от воздействия среды на органы чувств, и отходят волокна, проводящие команды органам дви­жения, осуществляющим ответную реакцию организма. Таким образом ЦНС регулирует отношения организма и среды.

Головной мозг человека является высшим отделом ЦНС. Кора головного мозга (наружный слой) состоит из свыше 14 миллиардов высокодифференцироваппых нервных клеток, обеспечивающих   процесс мышления. Симметричные полушария головной коры у человека выполняют различающиеся   функции.  Обычно правое полушарие осуществляет деятельность с чувственными образами объектов, а левое — со знаками (языковыми и другими). В глубине мозга расположены более древ­ние по времени формирования отделы, обеспечивающие деятельность вегетативной нервной системы. Здесь же помещается специальное   образование — лимбическая система с ретикулярной   формацией, обеспечивающая проявление эмоций (чувств). Удаление или раздраже­ние отдельных участков лимбической системы приводит 70 к проявлению эмоций ярости, страха, удовольствия и т. п. Лимбическая система связана с центрами вегета­тивной регуляции и имеет двустороннюю связь с корой головного мозга.

Кроме раздражений от периферической нервной сис­темы, в ЦНС поступает большое количество раздраже­ний со стороны внутренних органов организма. Это осу­ществляется вегетативной нервной системой, подразде­ляющейся на симпатический и парасимпатический от­делы. Через вегетативную систему происходит регуля­ция процессов клеточного обмена, сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности, функций пищеварительно­го аппарата и мочеполовой сферы. От нее главным об­разом зависит жизнедеятельность тканей и органов.

Нервная система служит регулятором, обеспечиваю­щим взаимосвязанную реакцию морфологических и фи­зиологических систем организма в ответ на внешние воздействия и изменения в функционировании отдельных органов. Она обеспечивает, таким образом, совместную деятельность всех систем организма и взаимодействие со средой, отражая с помощью ощущений внешние воз­действия, которые являются сигналами-раздражителями для нервной системы, т. е. имеют определенное поло­жительное пли отрицательное значение для жизнедея­тельности организма. Под влиянием этих раздражите­лей нервная система формирует соответствующие реак­ции.

Следует отметить, что деятельность систем и отдель­ных органов организма имеет антагонистический харак­тер. Каждая функция складывается из двух противопо­ложных реакций, единых в обеспечении жизнедеятель­ности организма: в процессах обмена это ассимиляция и диссимиляция, в психической деятельности — раздра­жение и торможение, в кровообращении — гипертонии и гипотония и т. д. Одна из этих реакций в необходимый момент усиливается или ослабляется в соответствии с необходимостью для системы ответить на определенное воздействие среды. В результате организм достигает равновесия со средой, осуществляя свою деятельность. Это равновесие динамическое, меняющееся с изменения­ми среды. Идет «борьба» противоположных реакций, обеспечивающая в каждый момент оптимальное состоя­ние организма для взаимодействия со средой. Нервная система осуществляет синтез многочисленных антагонистически действующих механизмов жизне­деятельности организма. А. Д. Сперанский писал по этому поводу, что «главная функция нервной системы состоит в «отражении» того, что совершается на пери­ферии, и в немедленной положительной или отрицатель­ной реакции на это раздражение. Неадекватные раздра­жения — почти постоянный тип отношений организма со средой. Они, следовательно, требуют таких же постоян­ных механизмов ответа... Нервные системы у высших животных и осуществляют эту функцию».

Как показали И. М. Сеченов и И. П. Павлов, пси­хика является результатом деятельности рефлекторных механизмов, включающих безусловные и условные реф­лексы, которые формируются ЦНС. Безусловные реф­лексы закрепляются генетически в процессе филогенеза вида, обеспечивая особям вида автоматический ответ на важные для них воздействия среды. Каждый рефлекс связан с определенным сигналом-раздражителем среды, на воздействие которого следует однозначный ответ или целая цепочка действий, производимых в строго опре­деленном порядке. Проявление безусловных рефлексов определяется как инстинктивная деятельность, которая не зависит от собственного опыта животного, являясь опытом, накопленным всем видом в процессе приспособ­ления к конкретным условиям среды. Условные рефлек­сы формируются ЦНС в течение жизни животного как результат его собственного опыта.

Условные рефлексы возникают как связь между безусловным рефлексом и явлениями среды, не имею­щими значения для животного, но многократно повто­ряющимися перед воздействиями безусловного раздра­жителя. И. П. Павлов экспериментально продемонстри­ровал, как формируется условный рефлекс у животных. Для собаки безусловным рефлексом на ощущаемую пи­щу служит выделение слюны и желудочного сока. Зво­нок или свет лампочки в обычных условиях не вызы­вает рефлекса у нее. Если же многократно перед кор­млением собаки зажигать свет или давать звонок, она запоминает связь между кормлением и светом или звон­ком и реагирует на них, как на пищевой раздражитель, т. е. выделяет слюну и желудочный сок. Таким образом, у собаки возникает пищевой условный рефлекс на раз­дражитель, не являющийся пищей.

Сознание.

В результате социального развития у человека сфор­мировался высший уровень психики — сознание. Прин­ципиальным отличием сознания от психики животных является то, что человек способен в качестве условного раздражителя воспринимать речь. Использование языка, который И. П. Павлов назвал второй сигнальной систе­мой, в отличие от первой сигнальной у животных, реа­гирующих на признаки объектов, привело к осуществ­лению абстрактного логического мышления, познанию мира и самопознанию, а также к возникновению «со­циального наследования», т. е. передаче опыта челове­чества отдельной личности в процессе ее формирования.

Наличие сознания не отменило биологические фор­мы нервной деятельности у человека. И. П. Павлов ут­верждал, что, несмотря на все отличия человека от жи­вотных, основные закономерности деятельности ЦНС являются для них общими. Наряду с сознательными действиями человек осуществляет и рефлекторное, инс­тинктивное, эмоциональное поведение, которое не всег­да контролируется сознанием или требует волевых уси­лий для его преодоления. Для нас особый интерес пред­ставляют эмоции, поскольку они имеют большое значе­ние для поддержания психического здоровья.

Эмоции.

Эмоции служат биологической системой приспособ­ления организма человека к условиям социальной сре­ды. Проявляются эмоции как наше отношение к тем или иным процессам или явлениям, которые мы восприни­маем. При этом эмоции могут быть положительными — приятными или отрицательными — неприятными. Раз­личают эмоции высшие, такие, как эстетические, этиче­ские, творческие, или низшие, связанные с потребностя­ми организма в воде, пище, продолжении рода и др.

Положительные и отрицательные эмоции сопровож­дают нас во всех сферах жизни. В быту, во время уче­бы, на производстве наша деятельность сопровождается эмоциями, отражающими отношение к этой деятельнос­ти. Сила проявления эмоций, их направленность и воз­действие на психику человека индивидуальны. Одни и те же явления вызывают у людей различные эмоции. То,что одному доставляет радость, может быть неприятно другому. Но общим является то, что отрицательные эмо­ции угнетают психику, подавляют творческую актив­ность, снижают работоспособность. Человек нервничает. Исследования психологов показывают, что если в спо­койной обстановке человек способен различать 5—7 зри­тельных или слуховых сигналов, то в ситуации эмоцио­нально-тревожной, например при аварии или катастро­фе, они различают не более 2—3 сигналов. Поскольку эмоции формируются подкорковыми отделами мозга, с участием вегетативной нервной системы, сознание не всегда может побороть угнетающее воздействие отрица­тельных эмоций, так как они связаны с физиологиче­скими процессами в организме, которые не контролиру­ются прямо корой мозга. В результате длительного воз­действия отрицательных эмоций возможно заболевание нервной системы — невроз я различные телесные забо­левания.

Нервная система, как и другие системы организма, имеет защитные механизмы, предохраняющие ее от пе­регрузок. Это в первую очередь реакция торможения нервных центров мозга, которая в нормальных условиях жизнедеятельности организма выключает активную дея­тельность коры головного мозга, связанную с восприя­тием внешних ощущений, наступает сон. Мозг отдыхает.

В процессе трудовой деятельности человек испыты­вает утомление вследствие напряжения функционирую­щих систем. Напряжение — это нормальное физиологи­ческое состояние любого действующего органа или сис­темы, В том числе и нервной, в отличие от другого со­стояния — покоя. Утомление является сигналом для ЦНС о том, что организм нуждается в отдыхе. Мы уже рас­смотрели на примере с катанием на лыжах утомление от физической нагрузки и выяснили, как влияет на дея­тельность клеток и тканей перенапряжение, связанное с продолжением нагрузки, несмотря на усталость. Пси­хическое переутомление приводит к снижению активнос­ти нервной системы из-за истощения ее физиологических ресурсов, что приводит в конечном счете к торможению и сну. После отдыха активность нервной системы вос­станавливается.

Имеется еще один механизм защиты мозга от пере­грузки, так сказать, аварийный. Это запредельное тор­можение. В результате очень СИЛЬНОГО раздражителя

происходит быстрое торможение ЦНС — шок. Так, при тяжелой травме человек от боли теряет сознание, т. е. перестает ощущать боль, но вместе с этим теряет спо­собность ощущать внешние воздействия. Такие же по­следствия может вызвать и словесное сообщение о не­счастье, касающемся человека. Это охранительная реак­ция торможения, защищающая психику человека от пе­регрузки и повреждения. В то же время такое охрани­тельное торможение может привести к еще более тяже­лым последствиям, чем то, которое его вызвало. При аварии или в опасной обстановке человек, потерявши]! возможность реагировать на изменение обстановки, мо­жет погибнуть, так как не принимает мер к спасению. Кроме того, выведение из состояния шока иногда пред­ставляет определенную сложность.

Эмоциональные перегрузки могут привести к явле­нию, обратному торможению,— психоэмоциональному (нервному) перенапряжению. По определению А. И. Ки-колова, это состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями. Мы ранее определили такое состояние как преадаптацию, т. е. функционирование системы па пределе нормы ее адап­тации, когда мобилизуются все резервы системы.

Проблема психоэмоционального перенапряжения обо­стрилась в последние десятилетия в связи с изменения­ми в образе жизни и трудовой деятельности, вызванны­ми последствиями   научно-технической  революции. В частности, А. И. Киколов приводит следующие факто­ры, влияющие на производственную деятельность лю­дей: 1) возрастающая   интеллектуализация профессио­нальной деятельности при постепенной ликвидации фи­зического труда; 2) замена многих видов неквалифици­рованного труда квалифицированным, связанным с об­служиванием сложных автоматизированных и механизи­рованных установок; 3) увеличение роли мыслительной деятельности, требующей повышенного внимания, актив­ного наблюдения и контроля, переработки поступающей информации и принятие решения в условиях острого де­фицита времени; 4) рост информационной перегрузки ученых, конструкторов, инженеров, архитекторов, ра­ботников искусств, литературы и управленческого аппа­рата; 5) неизмеримо возросшие требования, связанные с интенсификацией профессиональной подготовки. В ре­зультате ранее сложившиеся механизмы адаптации организма человека в новых условиях отстают от требо­ваний жизни, характеризующихся ускорением социаль­но-производственного развития.

Для обозначения   результата воздействия эмоцио­нальных   нагрузок на организм канадский физиолог Г. Селье ввел понятие «стресс» (stress — напряжение), получившее широкую известность. Поскольку понятие «стресс», вошедшее в научный и разговорный язык, ста­ло употребляться для обозначения широкого класса яв­лений, как физиологических, так и психических, мы в дальнейшем будем употреблять, как это сейчас принято многими советскими исследователями, термины «напряже­ние» и «перенапряжение», обозначая понятием «стресс» состояние психоэмоционального перенапряжения.

Психоэмоциональное перенапряжение характеризу­ется тем, что в экстремальных для человека условиях происходит не торможение, а возбуждение нервных цент­ров, которое принимает застойный характер, поддержи­ваемый эмоциональными переживаниями. Реакция кон­кретного человека на отрицательные эмоции индивиду­альна и определяется как физиологическими особеннос­тями функционирования   нервной системы, так и осо­бенностями его   психики, отражающими предыдущий опыт, силой воли. Психоэмоциональное перенапряжение включает целый комплекс реакций нервной системы и всего организма. В частности, большую роль в поддер­живании состояния перенапряжения играет то, что наря­ду с возбуждением в коре возбуждаются подкорковые системы, обеспечивающие   дополнительные энергетиче­ские ресурсы для деятельности коры головного мозга.

Психоэмоциональное перенапряжение возникает ча­ще всего при необходимости решения ответственных за­дач в условиях дефицита времени, когда требуется бы­стро и точно оценить большое количество поступающей информации при высокой интенсивности работы продол­жительное время. Влияет также выполнение работы в ночное время и малая подвижность, (гипокинезия) в про­цессе работы. Многие исследователи подчеркивают, что причины   возникновения стресса   характеризуются не столько внешними ситуационными условиями, сколько состоянием психоэмоциональных характеристик челове­ка. Неподготовленность к деятельности, неуверенность в своих силах, некоторые черты характера усиливают воз­можность возникновения стресса.

Поэтому попытки классифицировать причины стрес­са представляют определенные трудности. Его внешние проявления также достаточно разнообразны. При ост­ром стрессе наблюдаются выраженная бессонница, бо­ли в затылке, шее, животе, спине, в области грудной клетки, обильное потоотделение, одышка, тошнота, рво­та, физическое беспокойство, чувство усталости, рассеян­ность, раздражимость, вспыльчивость. Для хронического стресса характерно также нарушение ночного сна и т. д.

Нервная система организма действует как целост­ность, все отделы системы взаимосвязаны. Поэтому на­рушение функции одной из них отрицательно сказывает­ся на других. Известные советские физиологи К. М. Бы­ков, Э. П. Айрапетьяиц, И. Т. Курцин и др., развивая учение о высшей нервной деятельности, обосновали воз­можность влияния через кору головного мозга на любой внутренний орган, а изменение деятельности внутренних органов сказывается па деятельности коры.

Связь соматических заболеваний с нервными болез­нями подмечена клиницистами давно. Невропатолог М. И. Аствацуров отмечал, что у людей, склонных к чувству страха, внутренне напряженным, чаще наблю­даются болезни сердца, у склонных к гневу — болезни печени, у людей со сниженным настроением, апатич­ных — болезни желудка и кишечника. Отрицательные эмоции могут привести к обострению течения язвенной болезни, диабета, гипертонии. Профессор Е. И. Соколов описывает результаты отрицательного влияния эмоцио­нальной напряженности на сердечную деятельность, в частности, на возникновение атеросклероза и на гормо­нальные системы.

Хронические болезни коронарных сосудов, такие, как стенокардия, инфаркт миокарда, в 3—7 раз чаще встре­чаются у людей с чрезмерным честолюбием, нетерпимо относящимся к другим. По отношению к ишемической болезни сердца (ИБС) клиницисты различают два ти­па личности. Тип А, предрасположенный к ИБС, харак­теризуется торопливостью, тревожностью, стремлением к конкуренции, повышенным чувством долга. Он обычно преуспевает в делах, берется за несколько дел одновре­менно, отличается четкостью и честностью в выполне­нии своих обязанностей. У него отмечается повышенная активность симпатической системы. Лица типа Б пе предрасположены к ИБС, равнодушны к работе, не пе­регружают себя, не стремятся к соревнованию, чере­дуют работу и отдых, неконфликтны. Параметры веге­тативной нервной системы у них уравновешены.

Таким   образом, принцип   нервизма, выдвинутый И. П. Павловым и С. П. Боткиным, утверждавшими единство психической и соматической деятельности ор­ганизма,   получил   экспериментальное н практическое подтверждение. Нервная система, как и другие системы организма, имеет защитио-приспособительные механиз­мы, направленные на защиту ее от повреждающих фак­торов, и приспособление к изменяющимся условиям сре­ды. Многое еще в работе нервной системы подлежит бо­лее тщательному изучению, но можно даже из приве­денного заключить, что при нагрузках, превышающих норму, срабатывают адаптивно-компенсаторные меха­низмы, активирующие биологические возможности ор­ганизма. В связи с тем, что эти биологические системы сложились задолго до возникновения человеческой пси­хики, они в некоторых случаях, осуществляя реакции, направленные на сохранение организма от вредных воз­действий, приходят в противоречие с психикой, вызы­вая нервные расстройства, тем более что, если биологи­ческие (соматические) системы рассчитаны на непосред­ственное взаимодействие с повреждающим фактором, психика оперирует информационными сигналами — раз­дражителями, отличными по своей природе от самих действующих факторов. Это, с одной стороны, позволяет организму избежать повреждающего воздействия того или иного явления, получив информацию о нем заранее. Но, с другой стороны, усиливается различие в индивиду­альных реакциях человека на них, поскольку наряду с 78 объективными характеристиками явления, восприни­маемыми органами чувств, появляется субъективная составляющая. Это, в частности, различие в эмоциональ­ной реакции на явления, обусловленные во многом чис­то личностными характеристиками человека, хотя меха­низм эмоций во многом физиологически обусловлен дей­ствием биологических составляющих нервной системы.

Следует отметить роль австрийского психолога 3. Фрейда, попытавшегося па основе большой личной практики выявить закономерности взаимодействия био­логических и психических (осознаваемых) реакции нерв­ной системы на воздействия среды. Переоценив значе­ние биологической основы психики, он пришел к оши­бочному выводу о подчиненности психики человека био­логическим, бессознательным элементам. В то же вре­мя фактический материал, обобщенный Фрейдом, и не­которые практические выводы, сделанные им, имеют на­учную ценность и заслуживают внимания.

Мы начали главу с утверждения, что человек силой воли сознательно может преодолеть телесные недуги и, что еще более привлекательно, не допустить возникно­вения болезни. В данном случае речь идет о неврозах и связанных с ними соматических заболеваниях, которые могут быть преодолены саморегуляцией эмоциональных проявлений.

Слово «саморегуляция» естественно вызывает пред­ставление о самовнушении, пли аутотренинге, как иног­да это называют, хотя самовнушение — лишь элемент аутотренинга. Правда, при этом возникает некоторый парадокс. Чтобы использовать аутотренинг, нужна сила воли, а это как раз и составляет трудность для многих людей с расстроенной нервной системой. В молодости физические и психические перегрузки, конечно в опре­деленной индивидуальной пропорции, не требуют обыч­но каких-то специальных мер. Достаточно отдохнуть, н организм вновь готов к нагрузкам. Но после молодости наступает зрелость, человек к этому времени выработал свой, так сказать, «стиль поведения», привычки, точку зрения на различные явления. И при необходимости ре­агировать на что-то непривычное, требующее переоцен­ки некоторых устоявшихся положений, сказывается ухудшение физического состояния, уменьшение возмож­ностей адаптивно-компенсаторных механизмов, а в ре­зультате — физическое и психическое перенапряжение в экстремальных ситуациях. Количество же ситуаций рас­тет, так как субъективные характеристики организма не соответствуют предъявляемым жизнью требованиям, что само по себе вызывает отрицательные эмоции.

Каким же образом осуществить профилактику пси­хоэмоционального перенапряжения?

Очевидно, что так же, как невозможно уничтожить все болезнетворные микроорганизмы, невозможно устранить объективные условия или ситуации, которые могут вызвать стресс. Следовательно, следует искать какие-то другие пути. Попробуем Сформулировать тактику преодоления стресса.

Любой человек знает, что физическая тренировка ор­ганизма поможет ему в преодолении повышенных на­грузок. Повышенные же психоэмоциональные нагрузки обычно застают человека врасплох. Только почувствовав психический дискомфорт, человек пытается как-то его преодолеть, в лучшем случае обратившись к невропа­тологу. Но отрицательные эмоции и сопровождающие их психические перегрузки являются естественными сторонами жизни. Поэтому еще с детского возраста сле­дует воспитывать убеждение в необходимости быть го­товыми к различным стрессовым ситуациям, затруд­нительным случаям в жизни и трудовой деятельности.

Попытка оградить ребенка от сложностей жизни приводит к тому, что столкновение с реальностью трав­мирует психику ребенка, защитные механизмы которо­го не подготовлены к такому столкновению. Как, напри­мер, система иммунитета укрепляется и развивается при взаимодействии с антигенами, так и отрицательные эмо­ции, во многом определяемые иерархией общественных ценностей, служат в качестве факторов, активизирую­щих защитные механизмы нервной системы.

Следует учить ребенка преодолевать отрицательные эмоции, воспитывать у него волевые качества и самоор-ганнзованность, упорство в достижении цели, самостоя­тельность и чувство сопричастности к жизни и работе других людей. В этом, в частности, проявляется компен­саторная роль общества при адаптации ребенка к бу­дущей деятельности, которая, как мы уже упоминали, все более усложняется и интеллектуализируется. К со­жалению, до последнего времени дошкольная и школь­ная подготовка детей больше ориентируется на познава­тельную сторону обучения, а вопросы воспитания, которые, безусловно, включают и психоэмоциональную под­готовку, ускользали от внимания педагогов, что зачас­тую объясняется отсутствием у них соответствующей подготовки.

Трудовое, психогигиеническое, эстетическое, этическое воспитание — одна из необходимых сторон укрепления нервной системы, которая дает возможность объектив­но оценить ситуацию, снижает вероятность возникно­вения конфликтных ситуаций, ведущих к появлению отрицательных эмоций и стрессу. Человек обязан считать­ся с общественными реалиями, окружающими его, с не­обходимостью коллективных усилий для блага всех лю­дей. Культура взаимоотношений с окружающими, уме­ние сочетать личные и общественные потребности в своей деятельности — необходимое условие предотвра­щения стрессовых ситуаций, которые возникают не толь­ко в производственной, но и в бытовой сфере.

Немалое значение в уменьшении эмоционального на­пряжения имеет достижение каждым работником высо­кого профессионализма. Нередко неполадки в работе возникают потому, что исполнители не имеют нужных знаний и опыта, не могут своевременно принять пра­вильное решение, объективно оценить обстановку. Низ­кая профессиональная подготовка исполнителей приво­дит к снижению работоспособности, к снижению дисцип­лины, нередко к халатности, а в результате — к отри­цательным эмоциям и стрессу. В этой связи следует обратить внимание на производственную дисциплину, рит­мичность и плановость в организации работы. Отрица­тельные эмоции и стрессы чаще возникают у лиц, раз­брасывающих свое внимание, пытающихся делать не­сколько дел одновременно. Мы ранее отмечали, что эта особенность присуща личностям типа А, предрасполо­женным к ишемической болезни сердца.

Во избежание влияния хрониче­ских стрессов необходим полноценный отдых.

При этом большое значение имеет изменение обстановки, в кото­рой живет и работает человек. Важен характер отды­ха, его своевременность, способ проведения. В любом случае отдых должен дать эмоциональную разрядку, переключить внимание человека на деятельность, вызы­вающую положительные эмоции, а для этого отдых дол­жен быть активным. Отдых и безделье несовместимы. Уже само изменение вида деятельности служит отдыхом для систем   организма, ранее напряженным. Особенно это относится к людям, занимающимся чисто интеллек­туальной деятельностью, которая сопровождается гипо­кинезией, что требует повышенной физической деятель­ности во время отдыха.

Большинство перечисленных путей предупреждения стресса, как мы видим, зависит от обстановки, которая не всегда подвластна человеку лично, а определяется внешними для него условиями. А сам человек — может ли он исправить, скорректировать деятельность нервной системы, подготовить себя к преодолению стрессовых ситуаций? Конечно, может. Ведь и среди перечисленных мер есть в какой-то степени зависящие от самого чело­века. Это выбор профессии, любовь к своему делу и зна­ние его, другие возможности обеспечить отсутствие кон­фликтов с окружающими людьми по вопросам неприн­ципиальным,   которые   зачастую и вызывают взрыв эмоций.

Аутогенная тренировка, т. е. возможность для чело­века самостоятельно корректировать свое эмоциональ­но-психическое состояние, издавна,привлекает внимание людей. Одной из получивших широкую известность сис­тем саморегуляции является йога. Если отбросить ми­стическую шелуху, окружающую зерно рационалыю­го в йоге, ее физиологической основой является исполь­зование мышечной системы, наиболее податливой для волевого управления, для воздействия на эмоционально-вегетативные функции нервной системы. В течение ве­ков опытным путем была установлена связь между мус­кульными движениями, мимикой и эмоциональным сос­тоянием, что можно обнаружить сравнительно легко при наблюдении. По жестам и мимике во многих случаях можно определить эмоциональное состояние человека. Обобщение этих наблюдений привело к созданию раз­витой системы дыхательной гимнастики, приемов рас­слабления и напряжения мускулатуры, регулирования вегетативных функций (деятельность сердца, дыхание, температура организма и т. п.), гигиенических правил по поддержанию чистоты тела, режиму труда и отдыха, диете.

Современная система саморегуляции — аутогенная тренировка — объединяет положительные стороны дру­гих методик и позволяет достичь восстановления психи­ческой регуляции нервных и физиологических процессов. Теоретической основой аутогенной тренировки является принцип рефлекторной деятельности организма, обосно­ванный в работах И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Он заключается в том, что каждый психический акт за­канчивается двигательной активностью, а мысль — это заторможенный в своей двигательной части рефлекс. Так, если певец что-то мысленно напевает, то, оказыва­ется, его голосовые связки вибрируют, хотя звук отсут­ствует. Происходит так называемое пдеомоторное дви­жение мыши.

Одной из определеяющих сторон аутотренинга явля­ется волевое расслабление мышц (релаксация), которое приводит к двум результатам: уменьшению эмоциональ­ной напряженности и подготовке организма ко сну, т. е. естественному состоянию торможения ЦНС. Естествен­ное расслабление мышц обычно вызывается положи­тельными эмоциями. Все мы знаем, что в хорошем на­строении, испытывая удовлетворение, отдыхая, человек расслабляет мышцы, а при неприятных эмоциях напря­гается. Эта связь между мышечной и нервной системами и используется при аутотренинге. Расслабление мышц сопровождается снятием эмоционального напряжения. При систематическом применении релаксации закрепля­ется условный рефлекс, помогающий сохранить эмоциональное равновесие в случае психического напряжения, избежать стресса. Для усиления действия релаксации при тренировке после нее применяется напряжение мышц. Такая смена расслабления-напряжения мышц, ко­торой соответствуют торможение и возбуждение ЦНС, как бы тренирует ЦНС, делает ее деятельность более гибкой, подвижной, предохраняет психику от застойных явлений.

При расслаблении мышц улучшается также возмож­ность создания новых условных рефлексов, основой для которых является мысленный раздражитель, т. е. пред­ставление о каком-то явлении или словесная формули­ровка, описывающая его. Такой раздражитель действует на вегетативные органы подобно физическому воз­действию на организм, ранее им испытывавшимся. На­пример, в теплой комнате вы в разговоре с кем-то вспо­минаете: «Холодище был — брр» — и непроизвольно передергиваете плечами, и даже мурашки могут пробе­жать по коже. Яркое представление о холоде у вас мо­жет вызвать, после ваших слов, такую же реакцию у собеседника. Слово, утверждал И. П. Павлов, является для человека таким же раздражителем, как и внешние природные воздействия. Таким образом, многократно повторяющиеся мысли-команды, касающиеся каких-то важных для человека явлений, могут по условнорефлек-торному пути воздействовать на механизмы безусловных рефлекторных действий. Поскольку эмоциональные про­явления связаны с безусловными рефлексами организ­ма, то таким образом осуществляется возможность воз­действия на эмоциональную сторону психики. Более под­робно с методами аутотренинга можно ознакомиться, например, по книге Г. С. Беляева, В. С. Лобзина и И. А. Копыловой «Психогигиеническая саморегуля­ция». Поэтому мы и отсылаем читателя к этой и другим подобным работам.

Наиболее неприятным и постоянным спутником пси­хоэмоционального перенапряжения является бессонница как результат запредельного возбуждения ЦНС. Чело­век пытается уснуть, а вместо этого ему в голову при­ходят разнообразные мысли, причем чаще всего вызы­вающие отрицательные эмоции. Он начинает «считать белых слонов» или что-нибудь другое, а сон не идет. Как мы уже отметили, релаксация подготавливает ЦНС к процессу торможения, т. е. ко сну.

Поскольку каждый человек переживает эмоциональ­ное напряжение по-своему, конкретные советы по борь­бе с бессонницей дать трудно. Видимо, лучше всего по­советоваться с невропатологом. Но имеются общие реко­мендации по предупреждению нарушения сна.

Это — обязательная активная физическая, мышечная деятельность в течение дня, особенно при напряженной умственной работе, которая и приводит чаще всего к стрессу. Сюда включаются утренняя гимнастика, физи­ческие упражнения в перерывах между работой, хож­дение на работу и с работы пешком и т. п. Чередова­ние физической и умственной работы в течение дня, пе­реключая   деятельность   ЦНС,   включая поочередно соматические и нервные системы организма, способствует быстрому засыпанию и крепкому сну. Следует соблю­дать режим сна и бодрствования, совпадающий с биоло­гическими ритмами организма. Общие рекомендации по продолжительности и времени отхода ко сну чаще всего не дают эффекта. Слишком различны индивидуальные нормы сна и бодрствования. В любом случае продолжи­тельность сна должна быть такой, чтобы он снимал фи­зическую и психическую напряженность, чтобы человек просыпался работоспособным. Большое значение имеет регулярность времени отхода ко сну, поскольку таким образом закрепляется рефлекс торможения деятельности ЦНС в определенное время. И конечно, для нормально­го сна следует обеспечить соответствующие комфортные условия.


Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Вы можете написать администратору: Написать письмо

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Камни в почках . Народное средство ,корень подсолнуха.

Немногие знают,что отвар корней подсолнуха имеет отличную диуретическую и литолитическую активность.

Установлено, что такой отвар  снижает в организме содержание: уратов,оксалатов,мочекислого аммония и трипельфосфатов и может применяться для лечения подагры и мочекаменной болезни.

В результате лабораторных исследований из корней подсолнечника были выделены полисахариды (общий выход в пределах 10,31+-0,20%). Водорастворимые полисахариды (ВРПС - 0,81%), Пектиновые вещества (ПВ - 2,5%) Гемицеллюлозы (ГЦ) А и Б Содержание ГЦ А - 5,13%, ГЦ Б -1,61 %.

Содержание инулина в корнях подсолнечника от 5,49 до 6,17%. Корни подсолнечника  содержат дубильных веществ 11,19+0,22%. Результаты анализов минерального состава показали, что корни подсолнечника содержат значительное количество минеральных элементов в комплексе с другими биологически активными веществами.

Подробнее ...
 
Повышение умственной и физической работоспособности.

природные адаптогеныВопрос повышения работоспособности и про­филактики переутомления сегодня имеет  иной облик в связи,изменился  характер человеческого труда, появилась монотонная операторская работа  в условиях напряженных психоэмоциональных пе­регрузок. Появилась нужда в  качественной защите ор­ганизма от неблагоприятных воздействий и  стрессовых ситуаций ,это требует  использование методов и способов для увеличения работоспособности  ,применение препаратов, увеличивающих возможности адаптации и резистентности ор­ганизма к воздействию различных вредных и экстремальных факторов.

Подробнее ...
 
Лечение прополисом .Свойство прополиса.

прополисПрополис — еще один продукт пчеловодства, кото­рый весьма активно используется народной медициной при лечении ЛОР-заболеваний.

Высокий антимикробный эффект прополиса в сочетании с выраженным противовоспалительным действием используют при лечении целого ряда заболеваний дыха­тельной системы. Прополис выгодно отличается от антибиотиков тем, что к нему не вырабатывается устойчивость микроорганизмов.

♦ При фарингитах 200 мл изотонического раствора натрия тщательно размешать с 2 мл 30 % настойки про полиса и пчелиного меда, до полного растворения меда и полоскать этой смесью горло.

Подробнее ...
 
Лечение медом

Мед, как богатый источник легко усвояемых угkеводов, может широко применяться как лечебное средство при ослаблении организма. Питательная ценность меда еще более возрастает блат даря наличию в нем комплекса из витаминов и минеральных веществ.

Общеукрепляющие рецепт из меда .

♦   Взять 50 г измельченной травы зверобоя, залить, стаканом кипятка, варить 30 мин на медленном огне, настаивать 1 час, процедить. Взять затем 250 гр листьев алоэ, измельчить, смешать с отваром зверобоя, добавить 250 г майского меда и 250 мл белого виноградного вина. Смесь тщательно перемешан перелить в стеклянную емкость из темного стек м тщательно закупорить и поставить в-холодилыим на 6-10 дней.

Подробнее ...
 

Оформление заказа

У Вас нет заказов
У вас нет заказов.

Подписаться на новости

мы в контакте

Рекомендуем


Корень подсолнечника

Измельченный 300 гр/300 руб.

Растворяет камни в почках.

Выводит соли из суставов.

заказать корень подсолнуха

Популярное.