Современная наука, основываясь на трудах выдающихся русских ученых И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. М. Бехтерева и их учеников, утверждает единство соматического и психического у человека. Физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаимосвязаны. Народная мудрость выразила это в пословице «В здоровом теле — здоровый дух». При этом под здоровым духом обычно подразумевается способность человека к полноценной трудовой деятельности, творческая активность. Но, правильно отражая единство тела и духа, пословица не совсем точно отдает приоритет в здоровье телу. Известно много примеров, когда именно здоровый дух, сильная психика подчиняют слабое тело, обеспечивая его здоровье. Великий русский полководец А. Суворов, родившийся
болезненным ребенком, в результате сознательного закаливания организма и строгого режима выработал у себя исключительную физическую выносливость, позволявшую ему переносить тяготы воинской службы и быть примером для солдат.
Немецкий философ П. Кант, имевший в детстве слабое здоровье, так организовал распорядок своей жизни, что избегал болезней. Можно привести примеры того, как воля и настойчивость помогают человеку сохранить возможность для плодотворной деятельности при тяжелых телесных заболеваниях. Н. Островский, Л. Мерссьев и многие другие доказали, что сильный духом человек может преодолеть телесные недуги. Это дало возможность Бернарду Шоу утверждать: «Здоровое тело — продукт здорового рассудка». Все эти факты заставляют внимательно рассмотреть роль психики в обеспечении здоровья и деятельности человека.
Материальной основой психики человека является нервная система, которая включает несколько взаимосвязанных систем. В приспособлении организма к изменению среды существования определяющую роль играет центральная (ЦНС) и периферическая нервная система. В наиболее общем виде к ЦНС относится головной н спинной мозг. К ним от всех частей и органов тела подходят волокна периферической нервной системы, по которым в ЦНС поступают в виде ощущения раздражения от воздействия среды на органы чувств, и отходят волокна, проводящие команды органам движения, осуществляющим ответную реакцию организма. Таким образом ЦНС регулирует отношения организма и среды.
Головной мозг человека является высшим отделом ЦНС. Кора головного мозга (наружный слой) состоит из свыше 14 миллиардов высокодифференцироваппых нервных клеток, обеспечивающих процесс мышления. Симметричные полушария головной коры у человека выполняют различающиеся функции. Обычно правое полушарие осуществляет деятельность с чувственными образами объектов, а левое — со знаками (языковыми и другими). В глубине мозга расположены более древние по времени формирования отделы, обеспечивающие деятельность вегетативной нервной системы. Здесь же помещается специальное образование — лимбическая система с ретикулярной формацией, обеспечивающая проявление эмоций (чувств). Удаление или раздражение отдельных участков лимбической системы приводит 70 к проявлению эмоций ярости, страха, удовольствия и т. п. Лимбическая система связана с центрами вегетативной регуляции и имеет двустороннюю связь с корой головного мозга.
Кроме раздражений от периферической нервной системы, в ЦНС поступает большое количество раздражений со стороны внутренних органов организма. Это осуществляется вегетативной нервной системой, подразделяющейся на симпатический и парасимпатический отделы. Через вегетативную систему происходит регуляция процессов клеточного обмена, сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности, функций пищеварительного аппарата и мочеполовой сферы. От нее главным образом зависит жизнедеятельность тканей и органов.
Нервная система служит регулятором, обеспечивающим взаимосвязанную реакцию морфологических и физиологических систем организма в ответ на внешние воздействия и изменения в функционировании отдельных органов. Она обеспечивает, таким образом, совместную деятельность всех систем организма и взаимодействие со средой, отражая с помощью ощущений внешние воздействия, которые являются сигналами-раздражителями для нервной системы, т. е. имеют определенное положительное пли отрицательное значение для жизнедеятельности организма. Под влиянием этих раздражителей нервная система формирует соответствующие реакции.
Следует отметить, что деятельность систем и отдельных органов организма имеет антагонистический характер. Каждая функция складывается из двух противоположных реакций, единых в обеспечении жизнедеятельности организма: в процессах обмена это ассимиляция и диссимиляция, в психической деятельности — раздражение и торможение, в кровообращении — гипертонии и гипотония и т. д. Одна из этих реакций в необходимый момент усиливается или ослабляется в соответствии с необходимостью для системы ответить на определенное воздействие среды. В результате организм достигает равновесия со средой, осуществляя свою деятельность. Это равновесие динамическое, меняющееся с изменениями среды. Идет «борьба» противоположных реакций, обеспечивающая в каждый момент оптимальное состояние организма для взаимодействия со средой. Нервная система осуществляет синтез многочисленных антагонистически действующих механизмов жизнедеятельности организма. А. Д. Сперанский писал по этому поводу, что «главная функция нервной системы состоит в «отражении» того, что совершается на периферии, и в немедленной положительной или отрицательной реакции на это раздражение. Неадекватные раздражения — почти постоянный тип отношений организма со средой. Они, следовательно, требуют таких же постоянных механизмов ответа... Нервные системы у высших животных и осуществляют эту функцию».
Как показали И. М. Сеченов и И. П. Павлов, психика является результатом деятельности рефлекторных механизмов, включающих безусловные и условные рефлексы, которые формируются ЦНС. Безусловные рефлексы закрепляются генетически в процессе филогенеза вида, обеспечивая особям вида автоматический ответ на важные для них воздействия среды. Каждый рефлекс связан с определенным сигналом-раздражителем среды, на воздействие которого следует однозначный ответ или целая цепочка действий, производимых в строго определенном порядке. Проявление безусловных рефлексов определяется как инстинктивная деятельность, которая не зависит от собственного опыта животного, являясь опытом, накопленным всем видом в процессе приспособления к конкретным условиям среды. Условные рефлексы формируются ЦНС в течение жизни животного как результат его собственного опыта.
Условные рефлексы возникают как связь между безусловным рефлексом и явлениями среды, не имеющими значения для животного, но многократно повторяющимися перед воздействиями безусловного раздражителя. И. П. Павлов экспериментально продемонстрировал, как формируется условный рефлекс у животных. Для собаки безусловным рефлексом на ощущаемую пищу служит выделение слюны и желудочного сока. Звонок или свет лампочки в обычных условиях не вызывает рефлекса у нее. Если же многократно перед кормлением собаки зажигать свет или давать звонок, она запоминает связь между кормлением и светом или звонком и реагирует на них, как на пищевой раздражитель, т. е. выделяет слюну и желудочный сок. Таким образом, у собаки возникает пищевой условный рефлекс на раздражитель, не являющийся пищей.
Сознание.
В результате социального развития у человека сформировался высший уровень психики — сознание. Принципиальным отличием сознания от психики животных является то, что человек способен в качестве условного раздражителя воспринимать речь. Использование языка, который И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой, в отличие от первой сигнальной у животных, реагирующих на признаки объектов, привело к осуществлению абстрактного логического мышления, познанию мира и самопознанию, а также к возникновению «социального наследования», т. е. передаче опыта человечества отдельной личности в процессе ее формирования.
Наличие сознания не отменило биологические формы нервной деятельности у человека. И. П. Павлов утверждал, что, несмотря на все отличия человека от животных, основные закономерности деятельности ЦНС являются для них общими. Наряду с сознательными действиями человек осуществляет и рефлекторное, инстинктивное, эмоциональное поведение, которое не всегда контролируется сознанием или требует волевых усилий для его преодоления. Для нас особый интерес представляют эмоции, поскольку они имеют большое значение для поддержания психического здоровья.
Эмоции.
Эмоции служат биологической системой приспособления организма человека к условиям социальной среды. Проявляются эмоции как наше отношение к тем или иным процессам или явлениям, которые мы воспринимаем. При этом эмоции могут быть положительными — приятными или отрицательными — неприятными. Различают эмоции высшие, такие, как эстетические, этические, творческие, или низшие, связанные с потребностями организма в воде, пище, продолжении рода и др.
Положительные и отрицательные эмоции сопровождают нас во всех сферах жизни. В быту, во время учебы, на производстве наша деятельность сопровождается эмоциями, отражающими отношение к этой деятельности. Сила проявления эмоций, их направленность и воздействие на психику человека индивидуальны. Одни и те же явления вызывают у людей различные эмоции. То,что одному доставляет радость, может быть неприятно другому. Но общим является то, что отрицательные эмоции угнетают психику, подавляют творческую активность, снижают работоспособность. Человек нервничает. Исследования психологов показывают, что если в спокойной обстановке человек способен различать 5—7 зрительных или слуховых сигналов, то в ситуации эмоционально-тревожной, например при аварии или катастрофе, они различают не более 2—3 сигналов. Поскольку эмоции формируются подкорковыми отделами мозга, с участием вегетативной нервной системы, сознание не всегда может побороть угнетающее воздействие отрицательных эмоций, так как они связаны с физиологическими процессами в организме, которые не контролируются прямо корой мозга. В результате длительного воздействия отрицательных эмоций возможно заболевание нервной системы — невроз я различные телесные заболевания.
Нервная система, как и другие системы организма, имеет защитные механизмы, предохраняющие ее от перегрузок. Это в первую очередь реакция торможения нервных центров мозга, которая в нормальных условиях жизнедеятельности организма выключает активную деятельность коры головного мозга, связанную с восприятием внешних ощущений, наступает сон. Мозг отдыхает.
В процессе трудовой деятельности человек испытывает утомление вследствие напряжения функционирующих систем. Напряжение — это нормальное физиологическое состояние любого действующего органа или системы, В том числе и нервной, в отличие от другого состояния — покоя. Утомление является сигналом для ЦНС о том, что организм нуждается в отдыхе. Мы уже рассмотрели на примере с катанием на лыжах утомление от физической нагрузки и выяснили, как влияет на деятельность клеток и тканей перенапряжение, связанное с продолжением нагрузки, несмотря на усталость. Психическое переутомление приводит к снижению активности нервной системы из-за истощения ее физиологических ресурсов, что приводит в конечном счете к торможению и сну. После отдыха активность нервной системы восстанавливается.
Имеется еще один механизм защиты мозга от перегрузки, так сказать, аварийный. Это запредельное торможение. В результате очень СИЛЬНОГО раздражителя
происходит быстрое торможение ЦНС — шок. Так, при тяжелой травме человек от боли теряет сознание, т. е. перестает ощущать боль, но вместе с этим теряет способность ощущать внешние воздействия. Такие же последствия может вызвать и словесное сообщение о несчастье, касающемся человека. Это охранительная реакция торможения, защищающая психику человека от перегрузки и повреждения. В то же время такое охранительное торможение может привести к еще более тяжелым последствиям, чем то, которое его вызвало. При аварии или в опасной обстановке человек, потерявши]! возможность реагировать на изменение обстановки, может погибнуть, так как не принимает мер к спасению. Кроме того, выведение из состояния шока иногда представляет определенную сложность.
Эмоциональные перегрузки могут привести к явлению, обратному торможению,— психоэмоциональному (нервному) перенапряжению. По определению А. И. Ки-колова, это состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями. Мы ранее определили такое состояние как преадаптацию, т. е. функционирование системы па пределе нормы ее адаптации, когда мобилизуются все резервы системы.
Проблема психоэмоционального перенапряжения обострилась в последние десятилетия в связи с изменениями в образе жизни и трудовой деятельности, вызванными последствиями научно-технической революции. В частности, А. И. Киколов приводит следующие факторы, влияющие на производственную деятельность людей: 1) возрастающая интеллектуализация профессиональной деятельности при постепенной ликвидации физического труда; 2) замена многих видов неквалифицированного труда квалифицированным, связанным с обслуживанием сложных автоматизированных и механизированных установок; 3) увеличение роли мыслительной деятельности, требующей повышенного внимания, активного наблюдения и контроля, переработки поступающей информации и принятие решения в условиях острого дефицита времени; 4) рост информационной перегрузки ученых, конструкторов, инженеров, архитекторов, работников искусств, литературы и управленческого аппарата; 5) неизмеримо возросшие требования, связанные с интенсификацией профессиональной подготовки. В результате ранее сложившиеся механизмы адаптации организма человека в новых условиях отстают от требований жизни, характеризующихся ускорением социально-производственного развития.
Для обозначения результата воздействия эмоциональных нагрузок на организм канадский физиолог Г. Селье ввел понятие «стресс» (stress — напряжение), получившее широкую известность. Поскольку понятие «стресс», вошедшее в научный и разговорный язык, стало употребляться для обозначения широкого класса явлений, как физиологических, так и психических, мы в дальнейшем будем употреблять, как это сейчас принято многими советскими исследователями, термины «напряжение» и «перенапряжение», обозначая понятием «стресс» состояние психоэмоционального перенапряжения.
Психоэмоциональное перенапряжение характеризуется тем, что в экстремальных для человека условиях происходит не торможение, а возбуждение нервных центров, которое принимает застойный характер, поддерживаемый эмоциональными переживаниями. Реакция конкретного человека на отрицательные эмоции индивидуальна и определяется как физиологическими особенностями функционирования нервной системы, так и особенностями его психики, отражающими предыдущий опыт, силой воли. Психоэмоциональное перенапряжение включает целый комплекс реакций нервной системы и всего организма. В частности, большую роль в поддерживании состояния перенапряжения играет то, что наряду с возбуждением в коре возбуждаются подкорковые системы, обеспечивающие дополнительные энергетические ресурсы для деятельности коры головного мозга.
Психоэмоциональное перенапряжение возникает чаще всего при необходимости решения ответственных задач в условиях дефицита времени, когда требуется быстро и точно оценить большое количество поступающей информации при высокой интенсивности работы продолжительное время. Влияет также выполнение работы в ночное время и малая подвижность, (гипокинезия) в процессе работы. Многие исследователи подчеркивают, что причины возникновения стресса характеризуются не столько внешними ситуационными условиями, сколько состоянием психоэмоциональных характеристик человека. Неподготовленность к деятельности, неуверенность в своих силах, некоторые черты характера усиливают возможность возникновения стресса.
Поэтому попытки классифицировать причины стресса представляют определенные трудности. Его внешние проявления также достаточно разнообразны. При остром стрессе наблюдаются выраженная бессонница, боли в затылке, шее, животе, спине, в области грудной клетки, обильное потоотделение, одышка, тошнота, рвота, физическое беспокойство, чувство усталости, рассеянность, раздражимость, вспыльчивость. Для хронического стресса характерно также нарушение ночного сна и т. д.
Нервная система организма действует как целостность, все отделы системы взаимосвязаны. Поэтому нарушение функции одной из них отрицательно сказывается на других. Известные советские физиологи К. М. Быков, Э. П. Айрапетьяиц, И. Т. Курцин и др., развивая учение о высшей нервной деятельности, обосновали возможность влияния через кору головного мозга на любой внутренний орган, а изменение деятельности внутренних органов сказывается па деятельности коры.
Связь соматических заболеваний с нервными болезнями подмечена клиницистами давно. Невропатолог М. И. Аствацуров отмечал, что у людей, склонных к чувству страха, внутренне напряженным, чаще наблюдаются болезни сердца, у склонных к гневу — болезни печени, у людей со сниженным настроением, апатичных — болезни желудка и кишечника. Отрицательные эмоции могут привести к обострению течения язвенной болезни, диабета, гипертонии. Профессор Е. И. Соколов описывает результаты отрицательного влияния эмоциональной напряженности на сердечную деятельность, в частности, на возникновение атеросклероза и на гормональные системы.
Хронические болезни коронарных сосудов, такие, как стенокардия, инфаркт миокарда, в 3—7 раз чаще встречаются у людей с чрезмерным честолюбием, нетерпимо относящимся к другим. По отношению к ишемической болезни сердца (ИБС) клиницисты различают два типа личности. Тип А, предрасположенный к ИБС, характеризуется торопливостью, тревожностью, стремлением к конкуренции, повышенным чувством долга. Он обычно преуспевает в делах, берется за несколько дел одновременно, отличается четкостью и честностью в выполнении своих обязанностей. У него отмечается повышенная активность симпатической системы. Лица типа Б пе предрасположены к ИБС, равнодушны к работе, не перегружают себя, не стремятся к соревнованию, чередуют работу и отдых, неконфликтны. Параметры вегетативной нервной системы у них уравновешены.
Таким образом, принцип нервизма, выдвинутый И. П. Павловым и С. П. Боткиным, утверждавшими единство психической и соматической деятельности организма, получил экспериментальное н практическое подтверждение. Нервная система, как и другие системы организма, имеет защитио-приспособительные механизмы, направленные на защиту ее от повреждающих факторов, и приспособление к изменяющимся условиям среды. Многое еще в работе нервной системы подлежит более тщательному изучению, но можно даже из приведенного заключить, что при нагрузках, превышающих норму, срабатывают адаптивно-компенсаторные механизмы, активирующие биологические возможности организма. В связи с тем, что эти биологические системы сложились задолго до возникновения человеческой психики, они в некоторых случаях, осуществляя реакции, направленные на сохранение организма от вредных воздействий, приходят в противоречие с психикой, вызывая нервные расстройства, тем более что, если биологические (соматические) системы рассчитаны на непосредственное взаимодействие с повреждающим фактором, психика оперирует информационными сигналами — раздражителями, отличными по своей природе от самих действующих факторов. Это, с одной стороны, позволяет организму избежать повреждающего воздействия того или иного явления, получив информацию о нем заранее. Но, с другой стороны, усиливается различие в индивидуальных реакциях человека на них, поскольку наряду с 78 объективными характеристиками явления, воспринимаемыми органами чувств, появляется субъективная составляющая. Это, в частности, различие в эмоциональной реакции на явления, обусловленные во многом чисто личностными характеристиками человека, хотя механизм эмоций во многом физиологически обусловлен действием биологических составляющих нервной системы.
Следует отметить роль австрийского психолога 3. Фрейда, попытавшегося па основе большой личной практики выявить закономерности взаимодействия биологических и психических (осознаваемых) реакции нервной системы на воздействия среды. Переоценив значение биологической основы психики, он пришел к ошибочному выводу о подчиненности психики человека биологическим, бессознательным элементам. В то же время фактический материал, обобщенный Фрейдом, и некоторые практические выводы, сделанные им, имеют научную ценность и заслуживают внимания.
Мы начали главу с утверждения, что человек силой воли сознательно может преодолеть телесные недуги и, что еще более привлекательно, не допустить возникновения болезни. В данном случае речь идет о неврозах и связанных с ними соматических заболеваниях, которые могут быть преодолены саморегуляцией эмоциональных проявлений.
Слово «саморегуляция» естественно вызывает представление о самовнушении, пли аутотренинге, как иногда это называют, хотя самовнушение — лишь элемент аутотренинга. Правда, при этом возникает некоторый парадокс. Чтобы использовать аутотренинг, нужна сила воли, а это как раз и составляет трудность для многих людей с расстроенной нервной системой. В молодости физические и психические перегрузки, конечно в определенной индивидуальной пропорции, не требуют обычно каких-то специальных мер. Достаточно отдохнуть, н организм вновь готов к нагрузкам. Но после молодости наступает зрелость, человек к этому времени выработал свой, так сказать, «стиль поведения», привычки, точку зрения на различные явления. И при необходимости реагировать на что-то непривычное, требующее переоценки некоторых устоявшихся положений, сказывается ухудшение физического состояния, уменьшение возможностей адаптивно-компенсаторных механизмов, а в результате — физическое и психическое перенапряжение в экстремальных ситуациях. Количество же ситуаций растет, так как субъективные характеристики организма не соответствуют предъявляемым жизнью требованиям, что само по себе вызывает отрицательные эмоции.
Каким же образом осуществить профилактику психоэмоционального перенапряжения?
Очевидно, что так же, как невозможно уничтожить все болезнетворные микроорганизмы, невозможно устранить объективные условия или ситуации, которые могут вызвать стресс. Следовательно, следует искать какие-то другие пути. Попробуем Сформулировать тактику преодоления стресса.
Любой человек знает, что физическая тренировка организма поможет ему в преодолении повышенных нагрузок. Повышенные же психоэмоциональные нагрузки обычно застают человека врасплох. Только почувствовав психический дискомфорт, человек пытается как-то его преодолеть, в лучшем случае обратившись к невропатологу. Но отрицательные эмоции и сопровождающие их психические перегрузки являются естественными сторонами жизни. Поэтому еще с детского возраста следует воспитывать убеждение в необходимости быть готовыми к различным стрессовым ситуациям, затруднительным случаям в жизни и трудовой деятельности.
Попытка оградить ребенка от сложностей жизни приводит к тому, что столкновение с реальностью травмирует психику ребенка, защитные механизмы которого не подготовлены к такому столкновению. Как, например, система иммунитета укрепляется и развивается при взаимодействии с антигенами, так и отрицательные эмоции, во многом определяемые иерархией общественных ценностей, служат в качестве факторов, активизирующих защитные механизмы нервной системы.
Следует учить ребенка преодолевать отрицательные эмоции, воспитывать у него волевые качества и самоор-ганнзованность, упорство в достижении цели, самостоятельность и чувство сопричастности к жизни и работе других людей. В этом, в частности, проявляется компенсаторная роль общества при адаптации ребенка к будущей деятельности, которая, как мы уже упоминали, все более усложняется и интеллектуализируется. К сожалению, до последнего времени дошкольная и школьная подготовка детей больше ориентируется на познавательную сторону обучения, а вопросы воспитания, которые, безусловно, включают и психоэмоциональную подготовку, ускользали от внимания педагогов, что зачастую объясняется отсутствием у них соответствующей подготовки.
Трудовое, психогигиеническое, эстетическое, этическое воспитание — одна из необходимых сторон укрепления нервной системы, которая дает возможность объективно оценить ситуацию, снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций, ведущих к появлению отрицательных эмоций и стрессу. Человек обязан считаться с общественными реалиями, окружающими его, с необходимостью коллективных усилий для блага всех людей. Культура взаимоотношений с окружающими, умение сочетать личные и общественные потребности в своей деятельности — необходимое условие предотвращения стрессовых ситуаций, которые возникают не только в производственной, но и в бытовой сфере.
Немалое значение в уменьшении эмоционального напряжения имеет достижение каждым работником высокого профессионализма. Нередко неполадки в работе возникают потому, что исполнители не имеют нужных знаний и опыта, не могут своевременно принять правильное решение, объективно оценить обстановку. Низкая профессиональная подготовка исполнителей приводит к снижению работоспособности, к снижению дисциплины, нередко к халатности, а в результате — к отрицательным эмоциям и стрессу. В этой связи следует обратить внимание на производственную дисциплину, ритмичность и плановость в организации работы. Отрицательные эмоции и стрессы чаще возникают у лиц, разбрасывающих свое внимание, пытающихся делать несколько дел одновременно. Мы ранее отмечали, что эта особенность присуща личностям типа А, предрасположенным к ишемической болезни сердца.
Во избежание влияния хронических стрессов необходим полноценный отдых.
При этом большое значение имеет изменение обстановки, в которой живет и работает человек. Важен характер отдыха, его своевременность, способ проведения. В любом случае отдых должен дать эмоциональную разрядку, переключить внимание человека на деятельность, вызывающую положительные эмоции, а для этого отдых должен быть активным. Отдых и безделье несовместимы. Уже само изменение вида деятельности служит отдыхом для систем организма, ранее напряженным. Особенно это относится к людям, занимающимся чисто интеллектуальной деятельностью, которая сопровождается гипокинезией, что требует повышенной физической деятельности во время отдыха.
Большинство перечисленных путей предупреждения стресса, как мы видим, зависит от обстановки, которая не всегда подвластна человеку лично, а определяется внешними для него условиями. А сам человек — может ли он исправить, скорректировать деятельность нервной системы, подготовить себя к преодолению стрессовых ситуаций? Конечно, может. Ведь и среди перечисленных мер есть в какой-то степени зависящие от самого человека. Это выбор профессии, любовь к своему делу и знание его, другие возможности обеспечить отсутствие конфликтов с окружающими людьми по вопросам непринципиальным, которые зачастую и вызывают взрыв эмоций.
Аутогенная тренировка, т. е. возможность для человека самостоятельно корректировать свое эмоционально-психическое состояние, издавна,привлекает внимание людей. Одной из получивших широкую известность систем саморегуляции является йога. Если отбросить мистическую шелуху, окружающую зерно рационалыюго в йоге, ее физиологической основой является использование мышечной системы, наиболее податливой для волевого управления, для воздействия на эмоционально-вегетативные функции нервной системы. В течение веков опытным путем была установлена связь между мускульными движениями, мимикой и эмоциональным состоянием, что можно обнаружить сравнительно легко при наблюдении. По жестам и мимике во многих случаях можно определить эмоциональное состояние человека. Обобщение этих наблюдений привело к созданию развитой системы дыхательной гимнастики, приемов расслабления и напряжения мускулатуры, регулирования вегетативных функций (деятельность сердца, дыхание, температура организма и т. п.), гигиенических правил по поддержанию чистоты тела, режиму труда и отдыха, диете.
Современная система саморегуляции — аутогенная тренировка — объединяет положительные стороны других методик и позволяет достичь восстановления психической регуляции нервных и физиологических процессов. Теоретической основой аутогенной тренировки является принцип рефлекторной деятельности организма, обоснованный в работах И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Он заключается в том, что каждый психический акт заканчивается двигательной активностью, а мысль — это заторможенный в своей двигательной части рефлекс. Так, если певец что-то мысленно напевает, то, оказывается, его голосовые связки вибрируют, хотя звук отсутствует. Происходит так называемое пдеомоторное движение мыши.
Одной из определеяющих сторон аутотренинга является волевое расслабление мышц (релаксация), которое приводит к двум результатам: уменьшению эмоциональной напряженности и подготовке организма ко сну, т. е. естественному состоянию торможения ЦНС. Естественное расслабление мышц обычно вызывается положительными эмоциями. Все мы знаем, что в хорошем настроении, испытывая удовлетворение, отдыхая, человек расслабляет мышцы, а при неприятных эмоциях напрягается. Эта связь между мышечной и нервной системами и используется при аутотренинге. Расслабление мышц сопровождается снятием эмоционального напряжения. При систематическом применении релаксации закрепляется условный рефлекс, помогающий сохранить эмоциональное равновесие в случае психического напряжения, избежать стресса. Для усиления действия релаксации при тренировке после нее применяется напряжение мышц. Такая смена расслабления-напряжения мышц, которой соответствуют торможение и возбуждение ЦНС, как бы тренирует ЦНС, делает ее деятельность более гибкой, подвижной, предохраняет психику от застойных явлений.
При расслаблении мышц улучшается также возможность создания новых условных рефлексов, основой для которых является мысленный раздражитель, т. е. представление о каком-то явлении или словесная формулировка, описывающая его. Такой раздражитель действует на вегетативные органы подобно физическому воздействию на организм, ранее им испытывавшимся. Например, в теплой комнате вы в разговоре с кем-то вспоминаете: «Холодище был — брр» — и непроизвольно передергиваете плечами, и даже мурашки могут пробежать по коже. Яркое представление о холоде у вас может вызвать, после ваших слов, такую же реакцию у собеседника. Слово, утверждал И. П. Павлов, является для человека таким же раздражителем, как и внешние природные воздействия. Таким образом, многократно повторяющиеся мысли-команды, касающиеся каких-то важных для человека явлений, могут по условнорефлек-торному пути воздействовать на механизмы безусловных рефлекторных действий. Поскольку эмоциональные проявления связаны с безусловными рефлексами организма, то таким образом осуществляется возможность воздействия на эмоциональную сторону психики. Более подробно с методами аутотренинга можно ознакомиться, например, по книге Г. С. Беляева, В. С. Лобзина и И. А. Копыловой «Психогигиеническая саморегуляция». Поэтому мы и отсылаем читателя к этой и другим подобным работам.
Наиболее неприятным и постоянным спутником психоэмоционального перенапряжения является бессонница как результат запредельного возбуждения ЦНС. Человек пытается уснуть, а вместо этого ему в голову приходят разнообразные мысли, причем чаще всего вызывающие отрицательные эмоции. Он начинает «считать белых слонов» или что-нибудь другое, а сон не идет. Как мы уже отметили, релаксация подготавливает ЦНС к процессу торможения, т. е. ко сну.
Поскольку каждый человек переживает эмоциональное напряжение по-своему, конкретные советы по борьбе с бессонницей дать трудно. Видимо, лучше всего посоветоваться с невропатологом. Но имеются общие рекомендации по предупреждению нарушения сна.
Это — обязательная активная физическая, мышечная деятельность в течение дня, особенно при напряженной умственной работе, которая и приводит чаще всего к стрессу. Сюда включаются утренняя гимнастика, физические упражнения в перерывах между работой, хождение на работу и с работы пешком и т. п. Чередование физической и умственной работы в течение дня, переключая деятельность ЦНС, включая поочередно соматические и нервные системы организма, способствует быстрому засыпанию и крепкому сну. Следует соблюдать режим сна и бодрствования, совпадающий с биологическими ритмами организма. Общие рекомендации по продолжительности и времени отхода ко сну чаще всего не дают эффекта. Слишком различны индивидуальные нормы сна и бодрствования. В любом случае продолжительность сна должна быть такой, чтобы он снимал физическую и психическую напряженность, чтобы человек просыпался работоспособным. Большое значение имеет регулярность времени отхода ко сну, поскольку таким образом закрепляется рефлекс торможения деятельности ЦНС в определенное время. И конечно, для нормального сна следует обеспечить соответствующие комфортные условия.
Комментарии |
|
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."
< Предыдущая | Следующая > |
---|