С возрастом уменьшается не только устойчивость организма к заболеваниям, снижается и активность многих органов, снижается их функциональная способность. Это очень важные признаки старения организма, и мы позже подробно их рассмотрим. Сейчас нам нужно запомнить, что снижение функции различных органов с возрастом происходит по определенному закону. Так, жизненная емкость легких (количество воздуха, вдыхаемого человеком) мужчин после 20 лет уменьшается каждый год на 17,5 мл3. Столь же закономерно уменьшаются функции и других органов человека и многих животных. Но вспомним, смертность животных и человека с возрастом также увеличивается по одному и тому же закону. То есть организм человека стареет по тем же физиологическим законам, что и организм других животных. Означает ли это, что молекулярно-клеточные изменения, определяющие и увеличение смертности с возрастом, и снижение функции, у человека такие же, как и у животных? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть эти изменения. Следует, однако, иметь в виду, что ответить на этот вопрос трудно потому, что молекулярно-клеточные исследования проводили главным образом на животных, а функциональные изменения при старении изучали в основном на человеке. А ведь характер таких изменений,скорость их развития зависят даже от индивидуальных особенностей организма.
Тем не менее мы попытаемся отыскать из многочисленных молекулярно-клеточных изменений те из них, о которых с достаточно большой вероятностью можно сказать, что они «запускают» (инициируют) процесс старения организма и (или) определяют скорость его течения. Найти такие определяющие звенья в сложном процессе старения, понять то, что в отношении болезней называют патогенезом, нужно, конечно, не только для того, чтобы облегчить восприятие основ старения. Если мы будем знать эти звенья, то можно и средства борьбы со старением искать целенаправленно, хотя картина старения пока не будет вырисовываться полностью.
Однако возможен и другой подход к пониманию причин старения и решения задачи по крайней мере частичного преодоления этого процесса. Попытаемся определить, какие факторы окружающей организм среды и действующие внутри него должны неизбежно приводить организм к одряхлению. (Говоря о неизбежности процесса старения я исключаю вмешательством этот процесс человека.) Рассмотрим сначала внешние факторы.
Роль окружающей среды в старении организма можно оценить, если сравнить продолжительность жизни и возрастные изменения животных, принадлежащих к одному и тому же виду, но обитающих в различных условиях, и групп населения, живущих в сильно различающихся экономических условиях.
Наиболее важным фактором среди этих условий является характер питания. Бесспорным фактом является то, что даже в идеально хороших условиях существования организм животных стареет. Со скоростью, максимум в 2 раза более медленной, чем в обычных естественных условиях существования. То же заключение можно сделать и относительно продолжительности жизни животных в искусственных (лабораторных) условиях. Рассматривая влияние внешних условий на продолжительность жизни человека, мы, конечно, не должны забывать роль и социально-экономических факторов, и успехов медицины в профилактике и лечении болезней. Хорошо известно, сколь резко возросла средняя продолжительность жизни людей в экономически развитых странах за последние десятилетия. Но это возрастание не является следствием замедления старения. Ведь при расчете средней продолжительности жизни учитывается смертность не только в период зрелости и старости, и не только от «старческих» заболеваний (например, рака, атеросклероза), но и от «случайных», главным образом инфекционных, заболеваний, поражающих организм и в детстве. Так вот, прежде всего, за счет резкого снижения смертности в детстве, успехов, достигнутых благодаря профилактике и лечению инфекционных заболеваний, получена «прибавка» средней продолжительности жизни человека. Скорость же старения организма существенно не изменилась. Действительно, смертность среди людей пожилого и старческого возрасти в настоящее время резко не отличается от смертности людей этого возраста, скажем, 100 лет назад. Нет у нас оснований полагать, что и здоровье современного, скажем, 70-летнего человека лучше, чем его сверстника, жившего в прошлые века.
За последние годы было сделано много сообщений о случаях необычного долголетия среди жителей определенных районов нашей и других стран. Однако число людей, проживших более 100 лет, согласно строго документированным данным, отнюдь невелико, и, по-видимому, сейчас их не больше, чем 100 или 200 лет назад. Все данные, которые получены на этот счет и археологической и исторической науками, позволяют нам заключить, что, несмотря на довольно резкие изменения условий существования людей, максимальная продолжительность жизни человека за всю историю его существования резко не изменилась.
История дает нам множество примеров того, как люди пытались продлить свою жизнь, применяя не только различные лекарства, но и создавая себе комфортабельные условия. Результаты одного из таких «экспериментов» особенно ценны своей достоверностью. Речь идет об американском миллионере Дж. Рокфеллере (1839—1937), который поставил перед собой задачу прожить не менее 100 лет. Средства, которые были использованы на охрану его здоровья от всех вредных факторов окружающей среды, были практически не ограничены, и можно сказать, что Дж. Рокфеллер избежал действия этих факторов в последний период своей жизни. Но цели своей он не добился, хотя был близок к ней, прожив 98 лет. Следовательно, у нас есть достаточно оснований полагать, что неблагоприятные внешние факторы, хотя и могут укорачивать продолжительность жизни, тем не менее не они являются основной причиной старения.
Но может быть, существует космический фактор, постоянного действия которого мы не можем учесть? Еще совсем недавно геронтологами обсуждалась возможность того, что причиной старения организма является действие на него фона космического излучения, радиоактивного распада изотопов, находящихся в клетке. Теперь мы можем исключить эту возможность. Ведь общая доза этого фонового излучения, получаемая человеком, за год не превышает 0,2 рентгена. Но твердо известно, что такая доза не может сколько-нибудь нарушить функций клеток и органов. Более того, уже сделано много наблюдений, говорящих о том, что облучение- животных различных видов, в частности дрозофил и мышей, в дозах, значительно превышающих величину фона излучений, не укорачивает, а может даже увеличивать продолжительность их жизни. (Это, конечно, не означает, что превышение фона ионизирующих излучений не вредно для человека, поскольку остается незыблемым положение о том, что облучение в любых дозах увеличивает частоту мутаций в половых клетках, т. е. неблагоприятно влияет на потомство^
Биологическое действие других геофизических и космических факторов — постоянного магнитного и электрического полей Земли, электромагнитного излучения волн различных диапазонов, силы тяготения — также слишком мало, чтобы можно было считать их причиной старения организма. Конечно, полностью не исключено, что существует неизвестный космический х-фактор, действие которого определяет скорость старения. Однако вероятность существования такого фактора очень мала. Следовательно, факторы, «запускающие» процесс старения организма, нужно искать внутри него.
Для того чтобы найти по крайней мере некоторые из них, мы обратим внимание прежде всего на тот факт, что свойства организма, протекающие в нем процессы прямо пли косвенно зависят от генетической информации, которая закодирована в последовательности оснований де-зоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) половых клеток. После оплодотворения, то есть соединения мужской и Женской половых клеток в одну клетку — зиготу, начинается реализация генетической программы развития посредством деления и днффереицировкн зиготы, ее дочерних и последующих клеток. В результате образуются различные органы, формируется целостный организм.
Образование клеток определенного типа, формирование из их органов и начало функционирования организма происходят «строго по графику».
Этот «график» определяется главным образом генетической информацией, содержащейся в ДНК. Именно различиями в этой информации объясняют не только особенности строения и функции того или иного организма, но и особенности его развития, общую продолжительность, соотношение различных фаз развития и т. д. Но если развитие организма определяется генетической информацией, то нельзя ли то же самое сказать и о возрастных изменениях, приводящих организм к старению и смерти?
Причины завершения жизни однолетних растений и некоторых животных, например горбуши, аналогичны тем, которые характеризуют их развитие, то есть гибель этих организмов, очевидно, также является следствием реализации генетической информации, является запрограммированной..
Гибель, подобна разрушению машины вследствие взрыва в ней мины, имеющей часовой механизм, который является деталью, необходимой для работы этой машины.
Но большинство организмов завершает свою жизнь по другим механизмам. Уже на ранних стадиях развития организма в нем происходят процессы, протекание которых не закодировано в генах половых клеток. Ведь что такое реализация генетической информации? Это синтез под контролем определенных генов специфических белков, главным образом ферментов, и протекание в клетке процессов, катализируемых или непосредственно осуществляемых этими белками. Однако в клетках протекают и такие реакции, которые непосредственно не катализируются ферментами. Эти реакции начинаются (инициируются) вследствие теплового разрушения молекул или реакции последних с продуктами метаболизма клетки. Такие реакции мы назовем «боковыми», поскольку они являются следствием выхода метаболитов из запрограммированного цикла превращений.
Например, в процессе окисления органических веществ в клетке образуется перекись водорода. Обычно эти молекулы разрушаются в реакции, катализируемой ферментом каталазой, но они могут «ускользнуть» от этого фермента и прореагировать с какими-либо другими макромолекулами и — что особенно опасно для клетки — с макромолекулами генетического аппарата.
Даже обычная температура тела животных является для существования их клеток отнюдь не безопасной. Про температуру около 37° врачи говорят, что она «нормальная», биологи — «физиологическая». Но посмотрим, что происходит с молекулами при этой температуре. О том, что многие ферменты при этой температуре спонтанно и довольно быстро могут терять овою активность (инакти-вироваться), известно давно. Последствиям этой тепловой нестабильности белков серьезного значения не придавали, поскольку инактивированные молекулы белка в клетке могут быть заменены новыми. Но ведь генетическая информация не создается в клетке заново, хотя при определенных условиях имеющиеся искажения ее могут быть восстановлены. В делящихся клетках она передается дочерним клеткам в результате процесса удвоения ДНК, ее редупликации. В неделящихся клетках, таких, как нейроны или мышечные клетки взрослых животных, редупликативного синтеза ДНК не происходит. Поэтому такие клетки должны функционировать в организме в течение всей его жизни с одним и тем же набором молекул ДНК- По крайней мере в течение первой ее половины должна сохраняться и генетическая информация женских половых клеток. Ведь гибель любой из этих клеток не может быть компенсирована делением оставшихся. Следовательно, в организме человека ДНК находится при температуре 37° в течение многих десятков лет.
Мы должны принять как факт, что кроме процессов, необходимых для функционирования организма и для I го развития, в нем постоянно протекают и такие про-цессы, которые не нужны организму. Эти процессы характеризуются следующими свойствами:
1) они не запрограммированы и тем самым не катализируются ферментами;
2) их следствием является нарушение функций макромолекул, что, в свою очередь, приводит к нарушению функций клетки в организме. При этом особое значение имеет нарушение работы генов, полное выключение их функции или синтез неполноценных белков;
3) такие изменения могут накапливаться с возрастом, по крайней мере в неделящихся клетках.
Эти процессы протекают во всех клетках и на всех стадиях развития организма. То есть, такие молекулярные события подготавливают процесс старения клеток и организма уже с момента его формирования.
Конечно, если такие «шумовые» процессы будут интенсивнее, чем обычно, то это станет причиной нарушения реализации генетической программы развития, организм может развиваться уродливо или вовсе погибнуть. Но обычно такие процессы не замечаются организмом до тех пор, пока происходит интенсивное деление клеток. Ведь в это время поврежденные клетки просто разрушаются (элиминируются) и замещаются в результате деления других клеток такого типа. Кроме того, в этот период, очевидно, довольно интенсивно происходят и внутриклеточные восстановительные процессы — процессы ремонта поврежденных структур или замены их на вновь синтезированные аналогичные структуры.
Комментарии |
|
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."
< Предыдущая | Следующая > |
---|