Get Adobe Flash player
Главная страница Мир человека Депрессия

ДепрессияКогда человек в чем-нибудь ущемлен, он хочет получить что-либо взамен (действительно, надо же мне что-то поиметь за свои лишения). Итак, задумайтесь, приносит или приносило ли в прошлом выгоду ваше депрессивное состояние?

Человек — существо сообразительное, и если та или иная форма поведения оправдывает себя, то у него возникает же­лание испытать все это повторно. Особенно, когда он оказы­вается при этом в выигрыше. Вместе с тем человек отличается стереотипным мышлением, и нередко он совершает поступки, руководствуясь позитивным опытом прошлого, что в настоя­щий момент не обязательно принесет ему пользу.

 

Например, некоторые родители настолько заняты своей работой, что при всей своей любви к детям уделяют им внима­ние только в тех случаях, когда у их любимых чад возникают какие-нибудь проблемы. Собственно, это начинается с самого рождения ребенка. Плачущему чаду внимание уделяют и мать, и другие родственники. Если же ребенок спокоен, доволен, то мать занимается иными делами, зачастую по той простой причине, чтобы «все успеть». И маленький человек начинает понимать, что добиться исключительного внимания матери к себе легче всего посредством грусти и жалоб. В этот момент у матери всегда находится свободное время. И тогда наступают минуты дружеской беседы, а стало быть, и «награды».

Точно так же ребенку уделяют время другие немаловаж­ные персоны. Скажем, расплачется он в школе — и тотчас привлечет к себе внимание и заинтересует учителей.

Если же подобный жизненый опыт приобретают два инди­вида, то поначалу их отношения напоминают стройное пение в два голоса на тему: «Жизнь ужасна, как хорошо, что мы любим друг друга». Впрочем, при большой любви довольно и того, если подобную социальную тактику применяет лишь один член пары. А другой, глядя на мир сквозь розовые очки, даже рад, что может «помочь» партнеру. Действует это надеж­но, хотя и недолго. Окружающих (в том числе и того, кто любит) такой вид общения вскоре начинает тяготить.

В этом случае легко и быстро можно попасть в заколдован­ный круг. Впав в депрессию, вы отправляетесь на поиски надежного утешителя. Вот только сам утешитель пресыщен своей ролью. К вашему удивлению, вы получаете не столько утешение, сколько более или менее вежливый отказ. Данное обстоятельство усугубляет вашу депрессию. Вы чувствуете себя скверно, никто вас не любит, люди злы, мир отвратите­лен. Разумеется, вы и раньше догадывались об этом, но теперь убедились окончательно. Вам становится еще хуже. Чем даль­ше заходит дело, тем меньшую активность вы проявляете. Ничто вас не радует и не интересует. Сами того не осознавая, вы усиливаете свое депрессивное состояние тем, что сидите сложа руки (вот уже и вам лично наскучила ваша депрессия). Это идеальный повод для того, чтобы заполнить свое время самоистязательскими играми. И одновременно это наиболее совершенный способ усугубить депрессию.

Некоторые, конечно, избирают иную тактику. Когда им становится невмоготу и они чувствуют себя ужасно несчаст­ными, никому не нужными, эти люди начинают сами о себе заботиться. К сожалению, таким образом, что вознаграждают себя, к примеру, тем, что делают покупки, которых не могли себе позволить при обычных обстоятельствах (тут все зависит от материального достатка), — речь может идти о бриллианто­вом перстне или же о скромной порции мороженого. И вновь несчастные извлекают выгоду из депрессии — словом, все опять получилось. А затем можно сыграть в «Дядюшку Бы» (будь я более волевым человеком, я не бросал бы деньги на ветер...), и депрессия войдет в новую стадию.

Это вам не перпетуум мобиле. Речь идет о более произво­дительном механизме, поскольку его обороты не монотонны, а набирают силу. Кроме того, он, в отличие от вечного двига­теля, действует не сам по себе на основе первоначального импульса, как это может показаться на первый взгляд. Данный механизм поглощает вашу энергию, которой вам будет крайне недоставать впоследствии. Как же выбраться из создавшегося положения? Люди разные, и, полагаем, у каждого есть право выбора.

Как выйти из депрессии .

Следовало бы уяснить, какие выгоды дает нам депрессия. Живите, как жили, разве что добавьте к своим вечерним занятиям «инвентаризацию». Каждый вечер садитесь за стол и записывайте, когда вы чувствовали себя плохо и каким образом вы были за это вознаграждены (не имеет значения, исходило это от вашего окружения или от вас лично). Если у вас прирожденный талант к систематизированию, можете усложнить подход (а тем самым и усовершенствовать его). Сделайте для себя нижеследующую таблицу и во время своей вечерней инвентаризации отмечайте в ней то, как вы себя чувствуете в данный момент.

Крайне подавленно...1...2...3....4...5..6...7...Просто прекрасно!

Например:

Порядковый номер дня: 1. Дата: 24.4 Настроение в баллах: 2

Таким образом заносите данные в течение одного месяца. По окончании внимательно просмотрите свои записи. Вы чув­ствовали себя все хуже или ситуация изменилась к лучшему? (Если вы не лгали самим себе, то эта процедура должна была на вас подействовать; когда человек начинает размышлять над тем, что именно приносит ему депрессивное состояние, ему обычно перестает нравиться быть в печали).

Через месяц сделайте еще один шаг. Займитесь созданием перечня действий, реализация которых может принести вам удовольствие. Для вдохновения предлагаем вам ознакомиться с избранными положениями инвентаря, разработанного Левинсоном и его коллегами:

1.  Побыть на природе.

2.  Носить красивую дорогую одежду.

3. Принять активное участие в деятельности какой-либо религиозной или благотворительной организации.

4.  Поговорить на спортивные темы.

5.  Познакомиться с новыми людьми.

6.  Хорошо подготовиться к какому-либо школьному экза­мену.

7.  Побывать в театре или на концерте.

8.  Пойти на рок-концерт.

9.  Планировать поездки за город или отпуск.

10.Делать покупки.

11.Купаться.

12.Выполнять какую-либо творческую работу (заниматься живописью, рисованием, лепкой, снимать фильмы).

13.  Совершать прогулки по скалам или горам.

14.  Читать Библию и другую духовную литературу.

15.  Заниматься спортом.

16.  Изучать что-либо.

17.  Отремонтировать свою комнату или устроить в ней все по-новому.

18.  Ходить на спортивные состязания.

19.  Читать книги по ведению домашнего хозяйства.

20.  Читать беллетристику.

21.  Ходить в рестораны и т. п.

22.  Послушать лекцию.

23.  Выпить рюмку спиртного.

24.  Кататься на лодке.

25.  Доставить радость родителям.

26.  Смотреть телевизор.

27.  Играть в карты, шахматы и т. п.

28.  Принять участие в семейном торжестве (свадьба, кре­стины, рождение).

29.  Создавать беллетристические произведения.

30.  Заниматься животными.

31.  Путешествовать на самолете.

32.  Знакомиться с природой (ходить по горам, спускаться в пещеры).

33.  Бывать в компаниях.

34.  Играть на музыкальном инструменте.

35.  Кататься на лыжах.

36.  Готовить.

37. Поспать.

38. Заниматься внуками.

39. Заниматься прикладным искусством (украшения, кера¬мика и т. п.).

40. Работать в саду, в поле.

41. Потанцевать.

42. Поговорить на философские или религиозные темы.

43. Встречаться с друзьями.

44. Собирать что-либо (грибы, дикорастущие растения, минералы, природные продукты питания).

45. Сделать дорогую покупку (автомобиль, дом).

46. Помочь кому-либо.

47. Рассказывать анекдоты.

48. Вкусно поесть.

49. Рыбачить.

50. Научиться чему-нибудь новому.

51. Протестовать против негативных социальных, полити¬ческих, экологических условий.

52. Ощутить присутствие Бога в своей душе.

53. Проводить эксперименты, заниматься другой научной работой.

54. Читать газеты.

55. Заниматься рукоделием (вязать, вышивать и т. п.).

56. Испытывать сексуальное удовлетворение.

57. Признаться кому-то в любви.

58. Воспитывать детей.

Наверняка вам в голову придет и многое другое из того, что способно доставить удовольствие (в оригинальном американ­ском инвентаре триста двадцать позиций). Составьте свой перечень занятий, которым вы охотно посвятили бы себя.

Затем попробуйте подытожить, чем именно и как часто вы занимались на протяжении последних шести недель. Ноль баллов проставляйте в том случае, если событие не имело места, один балл — если в течение данного периода вы испы­тали нечто подобное от одного до шести раз, и два балла — если более шести раз. Подсчитав общее количество баллов, разделите его на число позиций, включенных в ваш реестр. ( 'кажем, если количество баллов равняется тридцати шести, а потенциально приятных занятий в списке тридцать, то в итоге получается одна целая две десятых. Много это или мало?

Согласно приведенному выше инвентарю, Левинсон оцени-пал результаты испытуемых лиц в соответствии с их возрастом; чем старше был человек, тем ниже, как правило, оказы­вался показатель занятий, доставляющих ему радость. У 20— 39-летних итоги в среднем колебались от 0,63 до 1,63 балла, у 40—5 9-летних от 0,57 до 0,97 балла и у 60-летних и старше от 0,50 до 0,90.

Если ваш показатель существенно отстает от средних вели­чин, то это говорит о не очень-то хорошем расположении духа. Отговорки, будто из-за большой занятости у вас ни на что не хватает времени, в расчет не берутся. Прежде всего по той причине, что люди, примерно равные по возрасту и социально­му положению, имеют и приблизительно одинаковые обязан­ности, тем не менее одни из них способны создать условия для приятного времяпрепровождения, а другие нет.

Говорят, что у человека столько работы, сколько времени он на нее тратит. Справедливо это и в отношении развлечений (которые вовсе не обязательно должны носить поверхностный характер, они могут принести и немалую пользу социальному окружению). Если человек думает только о том, чтобы выпол­нить все, что, по его мнению, он должен сделать, то он лишает себя многих радостей жизни. Наконец, даже то, что он делает, такой человек выполняет с максимальным напряжением сил и с малой отдачей. Чтобы отдавать, нужно что-то позитивное и получать от жизни, во всяком случае тут должно быть равно­весие.

Если вы склонны становиться рабом своих обязанностей, перехитрите себя. Задайтесь целью на первой же из шести последующих недель доставить себе хотя бы одно удовольст­вие. В дальнейшем увеличивайте их число. Ваша конечная цель — не менее одного удовольствия в день, пусть даже оно будет небольшим. Например, позвольте себе часть пути на работу или с работы пройти пешком и тем временем наблю­дайте, что происходит вокруг: какие облака на небе, как светит солнце, как блестит снег или как по весне пробуждается наша природа. Не говорите, будто на это у вас совершенно нет времени. Такое может позволить себе даже мать маленьких детей, направляясь из детского сада в магазин за продуктами. Скажем больше, у нее появляется хорошая возможность и детей приобщить к этому приятному занятию — наблюдать за красотами окружающего мира.

Если вы справились с поставленной перед собой целью (для начала доставить себе одну радость в неделю, а потом увели­чивать число удовольствий), вознаградите себя. Но сделайте это только в том случае, если выполнили взятое обязательство. Дело в том, что вы должны научиться поощрять себя за активность, а не за депрессию. Награда может быть какой угодно. Чтобы данный подход возымел действие, вам следует придерживаться следующих основополагающих принципов:

1) Ваша награда самому себе должна действительно принести вам радость.

2)    Она должна быть реальной и доступной. Летом, при отсутствии денег для поездки в Альпы, не планируйте катание на санях.

3)    Ваша награда должна быть такой, чтобы вы могли полу­чить ее сразу. Она не окажется действенной, если не будет следовать непосредственно за поощряемой фор­мой поведения. Так что никакой наградой, к примеру, не будет являться ваше решение скопить когда-нибудь де­нег и провести отпуск в Египте.

4) Ваша выгода должна быть достаточно велика, по крайней мере, равноценна усилиям и напряжению, вложенным в достижение цели. Можете выдавать себе небольшие гонорары за промежуточные результаты, а в конце, за полное достижение цели, расплатиться уже сполна.

5)  Ваша награда должна быть такой, чтобы вы крепко держали ее в руках. Включение других людей в число награждаемых — дело хорошее, но рискованное. К примеру, пожелав в качестве вознаграждения за труды семейную поездку, вы должны быть уверены, что ваши близкие ничего не имеют против и можно брать их в расчет. Речь не только о том, что в случае, если они
откажутся, вы испытаете разочарование. Они могут и согласиться посотрудничать с вами в деле вашего личностного роста, следовательно, премируют вас поездкой, однако в течение всего путешествия будут выглядеть
скучно, давая понять тем самым, что как бы принесли себя в жертву, а это скорее напоминает наказание, нежели награду.

6) Если вы привержены к соблюдению порядка до мелочей, можете заключить с собой соглашение по следующему образцу:

Акция (действие): По договоренности с самим собой завтра я пойду в стра­ховое учреждение, чтобы оформить страховку на дом, что собираюсь сделать уже три года.

Награда: В качестве вознаграждения за труд на обратном пути я куплю себе книгу об исто­рии железных дорог, о чем давно мечтаю.

7)Не повредит, если в дальнейшем вы введете и вечернюю «инвентаризацию чувств». Это помогает в осуществле­нии последующих целей частного плана.

8)Обращайте внимание на то, чтобы ваша конечная цель была сформулирована очень конкретно и не являлась слишком масштабной или амбициозной. Перемена в поведении и эмоциональных переживаниях достигается нелегко, и реализовать это возможно лишь посредством малых, строго выверенных, взвешенных шагов.

9)  Прежде всего необходимо изменить свое поведение,
только после этого возможна перемена эмоциональных
переживаний.

10) Не спешите с досрочным окончанием игры. Если у вас сложится впечатление, будто по прошествии, скажем, трех недель вы уже полностью контролируете свое на­строение и по этой причине можно завершить реализа­цию программы, то вскоре вернетесь к тому, с чего начали. Чтобы реально изменить привычный стиль жиз­ни, следует хорошенько зафиксировать новое. Тут снова можно провести аналогию с изучением языка: на дру-гой-третий день вы еще помните выученные слова, одна­ко через две недели они выветрятся из головы, если вы не будете заниматься их повторением.

Кроме того, полезно систематически поощрять себя за позитивные шаги и проявленную активность. Ведь и на службе нам платят регулярно, а не только два месяца со дня приема на работу. Если вы чувствуете себя настолько плохо, что сидите сложа руки и вам ничего не хочется делать, в этом случае можете поощрить себя просто за проявленную иници­ативу. Вместо того, чтобы пестовать жалость к самому себе, вы взяли и доставили себе удовольствие (см. перечень).

Спустя шесть недель снова подведите итоги, какими прият­ными занятиями и в каком количестве вы себя потешили (воспользуйтесь своим первоначальным списком, при необхо­димости можете его дополнить). Наверняка дела у вас идут лучше прежнего.

Депрессия

Противоядие против "самоистязательских " игр.

(Действие самоистязательских игр обусловлено тем, что посредством ориентации на негативное вы попадаете в закол­дованный круг и постоянно раскручиваете спираль плохого настроения или депрессии. Нередко люди не отдают себе отчета, что источник зла находится в них самих, поскольку их мысли денно и нощно вертятся вокруг неудач прошлого и тревог о будущем. Чтобы разрушить данный стереотип, следу­ет прежде всего разобраться в своих подходах и попытаться направить мысли в иное, более позитивное русло.

Попробуйте сверить ход своих мыслей со следующим ин­вентарем (составлен по М. Шлепецкому):

 

А.

1. Я живу интересно.

2.  Я кое-что значу в этой жизни.

3.  Живу не тужу.

4.  У меня большие планы на будущее.

5.  Я умею контролировать ситуацию.

6.  Любопытное явление.

7.  Приятно провести свободный вечерок.

8. У меня достаточно времени для своих любимых заня­тий.

9.  В целом люди мне нравятся.

10.  Можно сказать, что я счастливый человек.

11.  Забавная (комичная) ситуация.

12.  Не хотел бы пропустить такое событие.

Б.

1. Я никогда не избавлюсь от сексуальной закомплексованности.

2. Я сбит с толку происходящим.

3. Любви не существует.

4. Моя жизнь бессмысленна.

5. Мне страшно.

6. Никто меня не любит.

7. По нынешним временам дружба не в цене.

8. Мне не хватает терпения.

9. Все это не имеет никакого смысла.

10. С моей стороны это была глупость.

11. Так и в психушку загреметь недолго.

12. Человеческое существование, жизнь человека бес¬смысленны.

13. Я отвратителен.

14. Я не умею выражать свои чувства.

15. Никогда не могу сказать точно, чего хочу.

16. Я не способен полюбить.

17. Я ни на что не гожусь.

1 8. Я сам во всем виноват.

19. Почему я такой невезучий?

20. В голову лезут одни неприятности.

21. Прямо не за что ухватиться.

22. Производить на свет детей — жестоко, человеческая жизнь ничего не значит.

23. Я никогда не сумею избавиться от депрессии.

24. Обстоятельства настолько запутанны, что всякое противодействие бессмысленно.

25. У меня недостает силы воли.

26. Просыпаться и то не хочется.

27. Иногда кажется, что лучше было бы умереть.

28. Люди наговаривают на меня.

29. Дела мои чем дальше, тем хуже.

30. У меня плохое настроение.

31. Что бы ты ни делал, людям все равно не угодишь.

32. Жизнь — штука несправедливая.

33. У меня никогда не будет настоящих друзей.

34. Не могу себе представить, какой будет моя жизнь через десять лет.

35. Со мной происходит что-то неладное.

36. Я эгоист.

Прочитайте данный список еще раз, помечая  утверждения, которые согласуются с мыслями, посещавшими вас в течение последних шести недель. Далее подсчитайте количество крестиков в разделе А (позитивные мысли) и в разделе Б (негативные мысли). Число негативных мыслей раз­делите на число позитивных. Если ваша оценка превысит два балла, то именно вам и предназначается следующая игра.

Сделайте себе что-то вроде словарика и по несколько раз в день с одной его стороны записывайте все позитивное, что приходит вам в голову, а с другой — негативное (можете пользоваться положениями вышеприведенного инвентаря, но ничто не мешает вам расширить его в соответствии со своими потребностями). По-видимому, вам не удастся записать каж­дую мысль, пришедшую на ум в течение дня. Поэтому предус­мотрите регулярные сроки, когда вы будете вносить свои записи в словарик (после завтрака, обеда, ужина, перед сном). Таким образом фиксируйте мысли на протяжении недели, а затем создайте собственный список позитивных и негативных мыслей, основываясь на приобретенном опыте. Вполне естест­венно, что некоторые из них будут повторяться, более часто волновать вас.

Подведите итоги тем же способом, что и прежде.

Вы должны научиться контролировать свои мысли. Сделать это вам помогуг следующие игры.

 

Время, преисполненное страданий

Для работы с неприятными негативными мыслями, кото­рые удручают и давят на психику, выберите определенное время в течение дня, когда в обязательном порядке будете уделять им внимание. Речь может идти о любых свободных тридцати минутах (например, вечером), но можно предусмот­реть для этого «черную пятнадцатиминутку» на каждые два часа. В то время, когда вы будете разбираться со своими страданиями, вам не следует делать ничего постороннего — ни есть, ни пить, ни как-либо контактировать с окружающими. Чтобы подход возымел действие, необходимо строго придер­живаться установленной программы (то есть полчаса ежеднев­но в заранее определенное время, либо по пятнадцать минут  каждые два часа); если данное занятие совпадет по времени с каким-нибудь важным делом, то, по возможности, с утра внесите во время необходимые коррективы. Для порядка за­пишите: «Мое преисполненное страданий время начинается... и заканчивается...»

 

Паникерство

Выберите из своего списка мысли, которые мучают вас всего сильнее, или такие, которые встречаются в нем чаще других. Каждый день останавливайте выбор на одной из них и уделяйте ей внимание около получаса. Представьте себе, будто бы то, чего вы так опасались, действительно произошло, при­чем события развивались по драматическому сценарию и име­ли такие же драматические последствия. Не возбраняется ни один из самых ужасных исходов. Чем большую волю вы дадите своему воображению, доводя ситуацию даже до абсурда, тем скорее уясните смехотворность своего нынешнего положения, и ваши страхи рассеются.

 

Позитивная переоценка

Большинство событий в нашей жизни не являются ни плохими, ни хорошими, а заключают в себе и то, и другое. Это, как говорится, с какой стороны посмотреть. Речь идет не о раскрутке защитного механизма «Сладкие лимоны», а о сосре­доточении на том, что в той или иной ситуации хорошего и как это позитивное можно использовать. Сыграйте сами с собой в игру поисков положительного в явлениях, которые всеми обычно расцениваются как носящие чисто негативный харак­тер. Чтобы это действительно было игрой, вы должны отне­стись к заданию с легкостью и юмором. Составьте список из пяти отрицательных качеств, присущих человеку, или пяти негативных явлений. Затем попробуйте найти в этом положи­тельные стороны. Опять же неплохо довести дело до абсурда, например: убийца — добровольный помощник правительства развивающейся страны, который занимается эффективной регуляцией народонаселения; пожар — событие, способствую­щее перестройке чего-либо не на словах, а на деле и т. д.

В эту игру можно играть и серьезно. Изложите на бумаге суть пяти ситуаций, которые могут иметь место в вашей жизни, которых вы опасаетесь и последствия которых способ­ны оказаться для вас как просто неприятными, так и драмати­ческими.

Допустим, вы написали следующее:

1.  Развод

2.  Потеря работы

3.  Падение доходов

4.  Квартирная кража

5.  Голод и отсутствие денег на пропитание

Согласитесь, что в целом это скорее драматические, неже­ли просто неприятные события. Можно ли в них обнаружить какие-либо плюсы? Как это ни странно, можно. Например:

 

1. Наконец-то я не должен заботиться ни о ком, кроме себя;

могу снова жениться; сегодня уж точно не будет ссоры с женой...

2.  Как хорошо, что теперь не нужно появляться в этой злосчастной конторе. Отныне можно не здороваться при встрече с бывшим шефом; у меня будет много свободного времени; жить буду без будильника...

3.  Инфляция больше не угрожает моим вкладам. Прекрас­но, когда нет денег, не нужно ломать голову над тем, куда их пристроить...

4.  Вот и избавился от старых вещей. Уж теперь-то я врежу надежные замки, да и с криминалистами познакомил­ся...

5.  Я стану стройным. Узнаю, как сервируют столы в благо­творительных столовых Армии спасения. Мне не нужно готовить самому. Не нужно притрагиваться к этим день­гам, кишащим микробами.

тельный мир предстает во всей своей красоте. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду, и теперь вам надолго хватит ее для полива. Благодаря дождю вы не слоняе­тесь по улице и можете, наконец, заняться насущными домаш­ними делами. Когда идет дождь, хорошо читается, спится и т. д. Дождь благотворно влияет на качество подземных вод, и те­перь не нужно будет искать колодезного мастера, дабы он углубил колодец. От дождя прорастут грибы, лучше будет клевать рыба, наконец, кое-кто перестанет придираться к тому, что вы моете машину водой из городского водопровода.

С этой точки зрения можно подходить ко всему, чем чело­век занимается в течение дня. Например, радуйтесь тем при­ятным ощущениям, когда вычистите зубы, примете душ, при­готовите кофе, вкусную еду, сделаете утреннюю пробежку (догоняя трамвай) и т. д.

 

Самохвальство.

Самохвальство, говорят, дурно попахивает. У кого как. К вам это не относится. Почему бы не похвалить (или не поощ­рить) себя за все, что вы сделали сегодня хорошего? Избавь­тесь от пут стереотипа, вбитого вам в голову воспитателями или кем-либо из вышестоящих лиц — мол, совершили доброе дело, так это само собой разумеющееся, о чем и говорить-то не стоит, а вот согрешили в чем-либо — получите заслуженное наказание. Попробуйте другой подход. Оцените только то позитивное, что вы сегодня сделали, а то, чего не удалось осуществить, в расчет не берите (у вас и не могло получиться все, это очевидно). Можете даже записать положительные результаты. Например:

-          Вовремя встал.

-          Приготовил завтрак для всей семьи и отдельно второй завтрак детям в школу.

-           Вовремя пришел на работу.

-          Сварил коллеге кофе.

-          Выполнил ту или  иную работу

-          Завершил работу над...

-          Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.

-          Вымыл посуду и т. д.

Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько всего хорошего, полезного для себя и для других вы совершаете. Не позволяйте своей неуемной совести сбить вас с толку, будто бы в этом состоит ваш долг. Не забудьте и поощрить себя — либо просто похвалой в свой адрес, либо тем, что доставите себе какое-ни­будь маленькое удовольствие.

Никогда не забывайте о вознаграждении. Оно столь же — если не более — существенно, как сам апробированный вами подход. Ведь речь идет о разрушении устоявшегося стереотипа поведения, того ритуала, когда вы сначала себя наказываете, мучаете, расходуя на это массу времени и энергии, а потом вдруг поощряете.

Каким образом? А вот каким: вы говорите себе, мол, сегодня я чувствую себя ужасно, ничего у меня не получается, стало быть, отложу важные дела на потом, а вместо этого доставлю себе какую-нибудь радость. Так вы лишний раз укрепляете стереотип самовоспроизведения депрессии и раз­лада с самим собой. Плохое настроение оправдывает себя, ибо «ребенок» внутри вас тем самым одерживает верх — получает свою награду. Совесть же и ваше рациональное «я» как бы дремлют, ведь сегодня такой неудачный день... Отчитывая себя, копаясь в собственных недостатках, вы все глубже увязаете в самобичевании. Представьте, к примеру, что у вас есть друг, который всякий раз, когда вы к нему заходите, разражается критической проповедью в ваш адрес. Вы только и слышите от него, какой вы несносный и что именно вы сделали не так. Результат очевиден — вы просто перестанете приходить к нему в гости и со временем исключите его из числа добрых знакомых. Но убежать от себя не так-то легко. Между тем, в отличие от поведения других людей, на собственные мысли можно накинуть уздечку. Единственный выход из порочного круга депрессии заключается в позитивном образе мышления. В ориентации на хорошее, достойное похвалы. Требуется толь­ко одно — раскрыть глаза на доброе.

Источник ."Сам себе психолог" - Каппони Вера, Новак Томас


Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Вы можете написать администратору: Написать письмо

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Статьи по теме