Get Adobe Flash player
Главная страница Дневники пользователей Администратор - Здравамир Смысл поста и как правильно его соблюдать. На вопросы отвечает отец Серафим

Дневники пользователей

Публичный дневник, для каждого зарегистрированного пользователя

« Деньги не играют ни какой роли, важна только работ...
Деньги не играют ни какой роли, важна только работ...
Женщина умерла в результате инфаркта и воскресла о... »
Женщина умерла в результате инфаркта и воскресла о...

Аноним: Для чего нужен пост, и как правильно его соблюдать?


О.Серафим: Цель и смысл поста нужно рассматривать с учетом телесного естества человеческого, его растительной силы, которая требует поддержания и восполнения. Так как после падения человек (его дух) порабощен телесными желаниями, то, чтобы ослабить это порабощение, чтобы удобней было бороться со страстями, нужно соделать плоть более немощною. Сам по себе пост не искореняет страсти телесные. Потому что они живут не в теле, а являются от неправильной направленности в нашем духе. Телесное желание не искоренишь, потому что оно ему (телу) естественно, такова его природа. И природы мы не должны уничтожать.

Так как дух человека после падения извратил свою направленность, то стал искать себе удовлетворения не в Творце и Создателе своем, а через посредство удовлетворения телесных и душевных желаний. Поэтому человек стал удовлетворять телесные потребности не по естеству, а с целью получить удовлетворение и услаждение помимо Бога. Через это потерял в удовлетворении естественных телесных (и душевных) потребностей меру. Поэтому, чтобы не было греха, — другими словами, чтобы человек действовал по воле Божией и не подчинял дух свой плоти, но плоть подчинял духу, а дух Богу, — необходимо правильно давать этим естественным телесным желаниям: меру, место и время. Удовлетворять их настолько, чтобы тело могло совершать обычные каждодневные труды, — что и есть естественное состояние тела человека.

Значит пост, т. е. вкушение постной пищи, сам по себе не искореняет страсти. Он ослабляет плоть, чтобы она слабее влияла на дух (в его оттенках и расположениях) и это помогает в борьбе со страстями. Но если кто надеется на пост, как на искоренение через это страстей, — то это неправильно.

Борьба ведь у нас не против тела, которое является лишь средством для удовлетворения страстей. Мы боремся не против средств, через которые удовлетворяются наши страсти, — это бессмысленно. Нам нужно искоренять сами страсти. А страсть, как мы выяснили, не в теле. Страстью называется неоднократные и постоянные проявления нашего духа, в стремлении получить себе удовлетворение и услаждение через тело или душу, вошедшие в навык и привычку. Если это (стремление духа, отпавшего от Бога — к удовлетворению и услаждению) ищется через посредство телесных желаний, то это называется — телесные страсти; а если оно ищется через посредство душевных желаний, то это называется — душевные страсти.

Страсть искореняется тогда, когда из духа исторгается желание — удовлетворять естественные телесные и душевные потребности: без меры, не к месту и не ко времени.

Цель поста — ослабить плоть, сделать ее более немощною. Значит, предполагается, что плоть не слабая и немощная, а здоровая, — поэтому и надо ее ослабить, чтобы она была помощницею в борьбе со страстями. Когда плоть ослаблена, телесные желания затихают, и выступают более душевные страсти. Телесные страсти уходят как бы на задний план, и более раскрывается душа, становится более доступною и для бесов, и для Ангелов. Потому что, если тело ослабленное, то бесам через тело уже труднее разжигать страсти, тогда они более приступают к душе.

Телесные страсти не удовлетворяются, или их удовлетворение ослабляется, и дух ищет удовлетворения в душевных страстях — в помыслах, желаниях, чувствах. Духовная брань как бы более сосредотачивается в душе, и становится удобней исцелять неправильное направление духа, в его желаниях, мыслях, чувствах; другими словами — удобней искоренять страсти.

Тогда бесы начинают влиять более на душу. И если человек не борется с душевными страстями, то он, посредством поста, еще удобнее сближается с демонами по настрою своего духа. Если же человек борется с душевными страстями, то посредством поста, удобнее соединяется с Ангелами и с Богом, по настрою своего духа. Поэтому, те человеки, которые много постятся, молятся, но не борются со страстями или ведут борьбу неправильно, то они еще более разжигают в себе страсти и входят, в духе, в общение с демонами. Пост — палка с двумя концами, как писал свт. Игнатий Брянчанинов. Можешь им и бесов побить, но можешь и себя.

Так как цель поста ослабить плоть, значит нужен он для имеющих здоровую, крепкую плоть, или имеющих какую-то степень крепости здоровья. По степени крепости здоровья и определяется степень поста. Приблизительно, степени послабления поста можно определять так: самый строгий пост — вообще не вкушать ничего; далее — одни сырые овощи; хлеб с водой; хлеб, вода и овощи; вареная пища без постного масла; вареная пища с постным маслом.

Так как цель поста ослабить крепость плоти, сделать ее более немощною, то каждый и должен определять себе степень поста, учитывая свою телесную крепость, род жительства и каждодневные занятия. У кого-то организм в таком состоянии, что ему и хлеб с водой будет более полезным, чем другая пища, и даст крепость телесную. Для кого пост идет на пользу, то вот и надо поститься, а степень поста выбирать по состоянию здоровья.

Раньше, в основном, люди были крепкие здоровьем, поэтому правила церковные с учетом этого и писались — для большинства. Но были в правилах и предписания на исключительные случаи, — на случаи болезни. Болезнь делает плоть более немощною, чем и достигается цель поста.

Раньше люди были здоровее и такой пост, который они несли, достигал своей цели: т. е. плоть их становилась более немощною, но при этом они могли нести обычные повседневные труды.

Современные люди стали слабее и болезненней, что и приводит к ослаблению плоти, делает ее немощною. Но тут надо различать. Если острое заболевание или болезнь, длящаяся незначительный промежуток времени, то нельзя нарушать пост. То есть нельзя сразу нарушать пост, если где-то чуть заболело или стало плохо. Но если болезнь постоянная, хроническая, — выводящая тело из его естественного состояния, когда крепость его становится нижеестественною (немощною), — то телу нужно дать поддержку, чтобы оно могло понести обычные свои труды. Но если человек может нести труды, и телесное здоровье позволяет ему соблюдать пост, то он и должен нести пост, в такой степени, в какой может понести.

Если же острое заболевание такой степени и характера, что скоромная пища поможет остановить прогрессирование болезни, то можно нарушить пост. Много зависит от степени болезни и от крепости здоровья больного. В таком случае пища будет, как лекарство. Вот какие советы по поводу поста дает свт.Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки; а если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И св.Пахомий в уставе написал, монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». «Относительно поста, когда нет здоровья, — терпение болезни и благодушие во время ее, заменяет пост. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения» («Мудрые советы» свт. Феофана Вышенского, стр. 520, 521, 538).

В зависимости от состояния тела определяется степень поста. Если тело крепкое, то пост можно нести строгий, если послабее — и пост послаблять. Но есть такие состояния тела, когда оно имеет лишнюю массу, или лишние соки и через это немощно, болеет — то таким людям нужно поститься. И такие люди от строгого поста могут получить выздоровление, т.е. приведут тело в естественное состояние. Вот что пишет по этому поводу свт.Феофан Затворник: «Пост и вообще постническая жизнь — лучшее средство к сохранению здоровья и процветанию его».

Но бывают болезни другого рода, и если на такого налагать пост, крепость тела теряется, выходит из своего естественного состояния; тело становится немощным до такой степени, что не может нести необходимые, повседневные труды. В таких случаях пост можно нарушать. Ведь и Господь говорил, что, не человек для субботы, а суббота для человека; а Св. Отцы, толкуя эти слова Христа, говорят, что не человек для поста, а пост для человека. Оттого, что человек не ест скоромную пищу, это его к Богу не приближает и не удаляет.

Если болезнь приводит к немощи, да еще пост ослабляет, то человек сляжет и тогда потребуется за ним уход. А бесы рады, пользуются моментом, чтобы навести уныние, отчаяние, чтобы человек совсем оставил подвизание в борьбе со страстями. Св. Исаак Сирский пишет про одного брата. Брат этот был очень усердный в борьбе со страстями, в делании добродетелей и нес строгий пост. По усердию своему он пошел к старцу за советом, чтобы еще более усугубить пост и труды. Но старец ему запретил, еще и посоветовал наоборот — поддержать свое тело. Потому что, от изнеможения можно дойти до уныния и всё потерять, оставить и то делание, какое уже есть.

При тех болезнях, при которых тело, через пост, приходит в еще более немощное состояние, — то можно поддержать его пищею. Вначале можно пробовать вкушать какую-либо более подходящую пищу постную. Если этого не достаточно, то можно подобрать пищу скоромную. Если достаточно употребление в пищу рыбы, то дальше не нужно послаблять. Если же не достаточно, то можно вкушать молочные продукты. Если и это не поддерживает тело, то можно вкушать яйца и, если необходимо, — то мясо. Если же ничто другое не подходит в пищу, кроме мяса, то пусть употребляет мясо — это будет для него, уже лекарство. Но при таких случаях, желательно из скоромной пищи подобрать какой-то один продукт, наиболее подходящий, по состоянию здоровья, для поддержания телесных сил; а от остальных скоромных продуктов воздерживаться. Вот и будет воздержание, — пост.

Если человек в нормальном, естественном состоянии, то пища для него — пища. Если же пища выводит его из нижеестественного состояния (телесной немощи), то она уже — лекарство. Если же болезнь такого характера, что пища не играет существенной роли, то и нарушать пост нет смысла. И если человек, хотя и очень слабый, но от скоромной пищи не получает поддержки, то пусть употребляет постную пищу.

Если здоровый человек легко переносит пост, он его не приводит к нижеестественному состоянию, а наоборот — приводит в естественное состояние; больной же человек может ослабеть еще больше, и для него это уже будет не пост, а голодовка, — и может привести к унынию. В таком случае нужно наоборот поддержать тело теми продуктами, которые более идут на пользу.

В наше время много людей хронически больных; и если они по этой причине немощны телом, то им нужно себя поддержать; чтобы, хоть как-нибудь, могли чего-то делать. Пища сама по себе — ничто: она не приближает к Богу и не удаляет от Него. Удаляют нас от Бога наши страсти.

По учению восточных религий — в мясе много негативной энергии. И если кто будет есть мясо, то будет набираться этой энергии. Но мы знаем, что бесы более всех богаты негативной энергией, так как они одержимы всеми страстями, но при этом ни мяса, ни другой пищи — никогда не едят. Не в пище — негативная энергия. Господь, когда проповедовал, то ел и пил, что ему подавали, но только в меру, как прилично святым. 53-им пр., Св. Апостолов, Церковь предает анафеме тех, кто: гнушается браком, как скверною; не ест мяса и не пьет вина по той причине, что в них скверна — негативные энергии. Воздержание же от брака, мяса и вина, ради благочестия, Церковь похваляет. А Церковь действует, только в согласии с Духом Святым.

Итак, пост — средство, а не самоцель. Средство, вспомоществующее в борьбе со страстями, и пользоваться им нужно благоразумно — а не безумно.

Людям здоровым полезно поститься. Людям более немощным можно поститься, но выбирать степень поста — по степени крепости тела. Если человек больной и болезнь такого характера, что тело немощное и требуется поддержка в скоромной пище, пусть подбирает себе соответствующую пищу — ту пищу, которая наиболее ему подходит, по его болезненному состоянию.

Вот что пишет по этому поводу свт. Игнатий Брянчанинов: «Письмо твое, любезнейшая сестра, от 12-го Ноября я получил, и, хотя писал на прошедшей почте, — пишу и на нынешней, чтобы доставить тебе при твоем лечении и совершенном уединении какое-нибудь развлечение…
Непременно кушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтобы они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтобы употребление мяса заключало, в себе собственно, какой-то грех или нечистоту. И потому удаление от мяса, при необходимости и болезни, есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда.
В России, — потому что христианской верой занимаются очень поверхностно и грубо, идут к познанию Христа семинарией и академией, которых Христос не установил, а оставили очищение себя святыми подвигами, которое Христос установил и заповедал, — пребывают вне истинных, живых понятий о вере Христовой. — Какое Христианское образование найдем в России?
В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, — от чего родились расколы; — недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных.
Этот же недостаток в обществе образованном: к нему присоединяется небрежение к форме, странно-соединенное с врожденным, усвоившимся уродливым уважением к этой же самой форме. — Вы встречаете человека образованного нынешним образованием, заимствованным из развращенной Европы, умеющего расшаркаться, извернуться, быть ловким на балу, в дипломатическом салоне, имеющего о всех предметах кое-какой, свой, по большей части бестолковый толк; — Вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм, и, внезапно, рядом возле философского скептицизма Европы грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной избы русской; он ни за что не сядет тринадцатым за стол, — чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет просыпана, — оплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом. В человеке, который хвалится своим разумом — две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеверие!
Где же вера чистая, святая? — Ее нет ни в слепых односторонних приверженцах формы, ни в превозносящемся разуме и премудрости человеческой, разуме и премудрости падших, отверженных Богом. Вера, святая вера! Вера — око, которым одним ум человеческий может усмотреть и зреть Святую Истину!.. Шествие ее по пути узкому и прискорбному, ведущему в жизнь, по пути, почти безлюдному, шествуемому весьма немногими. Ведет человека по этому пути Евангелие. — Подробное изучение веры Христианской и всего, ведущего к точному познанию Христова учения, содержит в себе разрешение множества недоумений, рожденных неверием и суеверием.
Церковная история сохранила нам следующее событие первых времен христианства. На острове Кипре, был великой святости епископ Спиридон Тримифунтский, живший в конце третьего и начало четвертого столетия, присутствовавший на первом Никейском Соборе, муж, совершивший великие знамения. В Четьих Минеях есть житие его (см. первые числа Декабря).
На первой неделе Великого Поста, в пятницу, пришел к нему странник, Христианин. При епископе жила дочь его. Епископ говорит дочери: «Нет ли у нас, чем угостить странника?» Дочь ответила: «Отец мой! Ты не вкушаешь ничего в эту неделю, и я стараюсь подражать тебе: поэтому у нас нет никакой пищи приготовленной; а есть от мясоеда остаток свиного мяса». Епископ говорит: «Поставь это мясо на стол и приготовь нам трапезу». Дочь исполнила приказание отца; угодник Божий пригласил к столу своего гостя и сам сел с ним, чтобы кушать. Странник сказал: «Я — христианин, — и не ем мясного в Великий пост». Епископ отвечал ему:
«Потому-то, что ты Христианин, а не жид, — и должен ты есть: мы воздерживаемся от мяса не потому, чтобы оно было нечисто, или чтобы в этом была какая-то добродетель, как воздерживаются от него жиды, но чтобы телеса наши не отягчились объедением и пьянством».
— Эта повесть — в одной из драгоценных книг моих, в которых много интереснейших и полезнейших событий и преданий первенствующей Христовой Церкви.
Людям полезно объяснять подобные обстоятельства, не страшась уязвить суеверие (надо носить немощи ближних, но не растить потачкою их предрассудки). Бог, видя прямое твое намерение, подействует во благо на их сердца. Мне привелось видеть этому примеры.
Как древние христиане ставили превыше всего Евангельскую заповедь, а по ней уже чтили и Церковное предание! Преподобный Кассиан, отец 4-го века, странствуя по Египту, пришел в постный день к некоторому святому пустынножителю. Пустынножитель представил ему трапезу с некоторым отступлением от постного строго устава. — Уходя от старца, св. Кассиан спросил его: «Почему иноки в Египте разрешают пост для посетителей, между тем как иноки Сирии этого не делают? (Иноки Египетские, а между иноками Египетскими, иноки Скита почитались, — и справедливо — возвышеннейшими по святости и духовному разуму иноками во всём мире). Пустынножитель отвечал: «Пост — мое; когда захочу, могу его иметь; а принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: Принимающий вас, Меня принимает, — и: не могут сыны брачного чертога поститься, доколе с ними Жених. Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься. Вот истинное понятие об учении Христовом!..» (свт. Игнатий Брянчанинов, «Письма к родным и друзьям», «К сестре Елизавете Александровне»; Избранные письма, п.402; Полное собрание писем, п.528).

В книге «Древние иноческие уставы» описывается случай. В монастыре преп. Пахомия Великого, два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса. Больничники им отказали по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преп. Пахомий Великий узнал об этом, то отругал больничников и всё сделал для того, чтобы их накормили мясом, для восстановления их телесных сил.

Из этого мы видим и научаемся тому, как великие угодники Божии относились к посту. Не относились они к посту, как просто к смирительной рубашке; и не воспринимали они пост, как магическое действие на тело и не ставили его самоцелью, а пользовались им, как средством. И не относились к нему по фарисейски.

Нарушение поста — это когда человек может поститься, но не постится. Если человек болеет, и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, — то это не есть нарушение поста.

Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное соблюдение поста, не учитывая состояния крепости тела — то это ложное понятие о посте, обрядоверческое, фарисейское.

Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления о посте, а постигать их дух.

Иначе то, что Церковь делает для спасения душ, будет извращаться и идти во вред.

Смысл поста — ослабить здоровую плоть; но не делать немощную плоть — еще немощнее, не доводить ее до ниже-естественного состояния. Ибо тогда это получится не пост, а искусственная голодовка — медленное убийство своего тела.

Человек же должен не тело убивать, а страсти. А тело должно нам в этом не мешать, а помогать — вот цель и смысл поста.

Люди содержат такое мнение, что грех заключается: в употреблении скоромной пищи во время поста. Думают, что через пищу животного происхождения, особенно мясо, входят телесные страсти и, посредством их, человек заражается грехом. Это неправильно.

Грех (страсть) — не материален, и никак он не может войти в материю, так как он, по учению Церкви, не имеет бытия. Всё материальное — растения, животных — сотворил Господь. И когда Господь сотворил всех животных — тварей (т. е. всех «чистых» и «нечистых»), то сказал, что весьма прекрасно, весьма хорошо (Быт.1, 31). Господь творить греха не может. Грех не от пищи, а от воли человека, направляющей настрой своего духа не в согласии с волей Божией. Пища животного происхождения, как все знают, более питательная и от нее тучнеет плоть. И, конечно, если тело крепкое, да при хорошем питании, то у человека будет — удовлетворение телесного сладострастия.


Аноним: Как это понимать, что от поста плоть становится более немощною и через это, не удовлетворяются телесные страсти?


О.Серафим: Так как после грехопадения, направление нашего духа извратилось, то дух стал искать удовлетворения своих потребностей не в Боге, а в удовлетворении телесных и душевных желаний, — не по естеству, а с целью услаждения своей самости. Поэтому и потерял меру удовлетворения этим потребностям, привык к таковому своему состоянию, считая его за естественное. Но это состояние, — неестественное, — состояние удовлетворения телесного сладострастия.

Естественное же состояние тогда, когда плоть пребывает в легком раздражении, как говорит свт.Феофан Затворник, т. е. когда она не получает услаждения, — не удовлетворяется телесное сладострастие. Телесное сладострастие удовлетворяется: через гортаннобесие и чревоугодие, и тогда, когда пища уже усвоилась и тело чувствует себя хорошо, т. е. в теле ощущается и ищется услаждение. Если же тело посредством поста будет в легком раздражении, то это раздражение может переходить на душу. Если душа не будет отдаваться раздражению, а будет благодарить Господа, то вот и будет посекаться корень — телесное сладострастие. Не получая удовлетворения в телесном сладострастии, дух начнет искать услаждения, — в удовлетворении душевного сладострастия. И против него, нужно будет вести борьбу, чтобы искоренять душевные страсти.


Аноним: Если человек умирает от поста, то это — самоубийство?


О.Серафим: Если человек постится не по своим силам, но не понимает, к чему это может привести; никто ему не объяснил правильных понятий о цели поста, и он, боясь греха, боится нарушить пост, — то тогда это, само по себе, не грех. И если от такого поста, телесное здоровье его приходит в расстройство и тело изнемогает; и если при этом: он не ропщет и не унывает, а благодушествует и благодарит Господа, — то не грех. Другими словами, если не входит от этого в страстное состояние и по духу не соединяется с демонами, а напрягается на чувства богоугодные, то по настрою духа соединяется с Ангелами. Такому человеку вменится этот пост, как мученичество ради Христа. Но такое явление бывает редко.

Обычно бесы, видя душу в таком положении, пользуются моментом, нагоняют ропот, уныние. А бороться, находясь в таком изнеможении, человек не умеет и не может: нет сил, нет теплоты сердечной; стоять на молитве не может; поклоны класть, — чтобы довести себя до сокрушения и теплоты сердечной — не может, и это, еще более усугубляет уныние. И оказывается, что ему такой подвиг не по силам и не ко спасению приводит.

Обычно в таких ситуациях, Господь не оставляет без вразумления, посылает для этого людей. Но если такого постника предупредят, всё расскажут; или же, если он сам знает, но — по духу гордыни, самоуверенности, — всё же будет держать непосильный для его тела пост, то постится он не ради Христа, а ради страсти гордыни. Конечно, если при этом будет одолеваем унынием, и так застанет его смерть, — то это вменяется ему, как медленное самоубийство. Может быть, кто-то и не будет отдаваться унынию, будет бороться с ним, благодарить Бога; но при этом, вменять себе этот подвиг и это благодарение, питая этим свою гордыню, выращивая в себе дух фарисейский. А фарисей! ушел из храма осужденным (притча «о мытаре и фарисее»).

У Господа всё на учете. Совсем по-другому судится тот, кто невольно не доедает, например: находится в концлагере. Невольные, скорбные и тяжелые обстоятельства, в отличие от произвольных подвигов (по свт. Игнатию Брянчанинову), сами по себе — чужды самоцена, тщеславия. В таких ситуациях, если человек безропотно несет все эти обстоятельства и благодарит Бога, то Господь помогает ему Своею благодатию и поддержит, если надо, и тело. А самое главное: смиряется дух перед Промыслом Божиим, подсекается корень сладострастия. Хотя и в таких ситуациях, может примешиваться самоцен, вменение себе, но и с ним — надо бороться.


Аноним: Если в гостях и во время поста, ставят на стол скоромную пищу, потому что хозяева не знают, что пост, то как поступить? Или ты в гостях по нужде, в дороге, в другом городе?


О.Серафим: В пост, желательно, не ходить по гостям. Можно лишь только, по естественной нужде или ради спасения душ. К примеру, ты пришел и принес Слово Истины. Люди же эти, не знают ничего о посте. То ради того, чтобы не отвлекать от слышания слова о спасении, можно кушать то, что подали. Ведь люди по незнанию, от всей души наготовили. А ты, вместо того, чтобы преподнести душам Слово Истины, будешь разбираться с едой и объяснять, что можно кушать, а что нет. Хозяева, будучи людьми мирскими, могут обидеться и дальше уже тебя не слышать. Это уже будет: не к месту и не ко времени. В дальнейшем, когда придет время, тогда и объяснишь.

Ведь Господь Иисус Христос, приходил, к мытарям и грешникам, и в субботу. Суббота, у иудеев, была днем поста. Мытари и грешники субботу не соблюдали, но Христос приходил к ним, ел и пил, но только так, как прилично святым. Конечно же, Господь не просто так это делал, а потому, что они готовы были слушать от Него — Слово о спасении. То неужели обвинять Господа (что и делали фарисеи) в том, что Он ради спасения многих душ — нарушал субботу.

Господь про них говорил, что они оставили главное в законе: суд, милость и любовь, при этом тщательно исполняя обряды. То, что Господь вытаскивал души и поставлял их на путь спасения — это ерунда, а то, что он субботу (обряд) нарушал — это уже серьезно. Вот таков! — дух фарисейский.

Но вместо вопросов Истины начинать сначала преподносить обрядовую сторону — неразумно.

Не буквенным исполнением обрядов, мы должны служить Богу, но соблюдением духа их.

И если ради сохранения духа, надо нарушить обряд, — то это позволительно, ибо обряд поставляется ниже. Но и не так, что есть всё подряд, чтобы только не быть фарисеем — это лукавство; и этим уже оправдывается страсть. Но ради спасения души или нескольких душ, можно на какой-то момент отступить от обряда.

Если же ты в дороге и оказался в гостях, то всё-таки можно попросить (особенно если знают, что ты постишься) постной пищи, какая есть. Если уже совсем никакой нет, даже хлеба, тогда кушать — то, что есть.


Аноним: А если хочется, например, чего-нибудь? По естеству это или ради удовлетворения телесного сладострастия?


О.Серафим: Может быть и по естеству, а может, хочется и по страсти. А может быть, и то и другое: хочется по естеству, а страсть приражается. Но различать в себе этого мы не можем. Познать и понять это можно из опыта. Если нужда по естеству, то не грех кушать и надо кушать, но это не значит, что можно услаждаться (как бы на законном основании). Телесное естественное желание удовлетворяй, а с приражающейся страстью поборись, возгревая чувство страха Божия, сокрушения, ненависти ко греху — отвлекая этим внимание от услаждения в гортани. Если будешь действовать по совести и исполнять то, что тебе открыто, то Господь и дальше будет тебе открывать, и помогать различать: где страсть, а где естество; а где смесь того и другого.

И если человек больной, то требуется снисхождение; а если здоровый, то и другими продуктами может восполнить естественную потребность тела. А бывает и так, что страсть прикрывается естественной потребностью.


Аноним: К цели поста, можно ли стремиться и добиваться ее и вне поста?


О.Серафим: Да, в идеале это так; и вне поста нужно вести воздержанный образ жизни и не удовлетворять телесное сладострастие, т. е. не входить в неестественное состояние. Но так как большинство людей по немощи духовной, так не могут, поэтому и установила Церковь посты.


Аноним: Если при соблюдении поста, ослабляется плоть и приходит от этого в естественное состояние, в состояние легкого раздражения, в состояние неудовлетворенного сладострастия, то лучше, если пост будет более строгим? — Тогда телесное сладострастие быстрее будет искореняться?


О.Серафим: Да, телесное сладострастие будет более искореняться, но если человек не будет приходить от этого в ропот, раздражение и уныние. Или хотя и будут вылазить у него эти страсти, но он не будет им отдаваться, но бороться с ними и благодарить Господа. Но к этому, не всякий сразу приходит, а постепенно; и в этой постепенности, у каждого разная продолжительность во времени.

А кто-то может и сразу поиметь такое самоотвержение. Как, например, блаж.Таисия. Она тут же, не раздумывая, даже не распорядившись своим имуществом, домом: всё оставила и пошла следом за преп.Иоанном Коловым. И хотя до этого вела такой образ жизни, что тело ее было изнежено, но не смотря на всё это: пошла за преподобным на подвиги, на страдания; пошла по пустыне без остановки, изранив ноги до крови.

Еще пример, множество мучеников: они шли на крайнюю степень раздражения плоти, на жесточайшие страдания и, при этом, — славили Господа. Этим, они в самое короткое время, совершенно подсекали и искореняли корень всех телесных страстей. Но только всё это — в духе смирения, а не гордыни, с призыванием Господа на помощь. Ибо можно страдать, основываясь и на духе гордыни. Такое страдание будет соединять человека не с Богом, а с дьяволом.

Любой подвиг, и так же подвиг поста, если проходится без правильно-проходимой внутренней борьбы с душевными страстями, теряет всякий смысл; и еще более, по настрою духа, вводит человека в единение с духами злобы.

Пост, который совершается в правильно проходимой борьбе с душевными страстями, способствует сближению духа человеческого с Богом.

Степень поста определяется: состоянием крепости телесной, и духовным состоянием человека.

Всё это дает лишь общие правильные понятия о посте, но не дает точные ответы на все случаи жизни. Чтобы правильно определить меру поста, нужно иметь не просто знания, но благоразумие и духовное рассуждение. Духовное рассуждение, должно быть — поистине духовным, а не называться только так.

Духовное рассуждение, должно быть свободно от самомнения и исходить — из истинного смирения, потому что может быть и ложное смирение, которое слагается, из: 1) смирения естественного человеку по природе, и 2) сладострастного услаждения этим естественным смирением.

Вот это услаждение смирением, многие почитают — за истинное смирение. Смирение, а через него, и правильное духовное рассуждение, свободное от самомнения, может иметь только тот, кто приобрел и приобретает его через законную борьбу со страстями. Так как: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим.2:5).

Поэтому, нельзя доверять своему рассуждению, а советоваться с истинным наставником. А если такого нет, то усиленно просить у Бога вразумления.


Аноним: Почему возникло Прощёное Воскресенье?


О.Серафим: Это было связано с наступлением Великого поста. Но здесь нужно разобраться, что есть истинный пост.

Цель поста состоит не в том, чтобы что-нибудь не есть, не как ограничение в еде, а в первую очередь, как пост душевный, духовный.

Выходит, что хранение поста начинается с душевной стороны. Не отдаться греховным желаниям, чувствам, ощущениям – вот цель поста. Цель в том, чтобы не отдаваться страстям своим, греховным желаниям, мыслям, ощущениям, вести борьбу, брань с ними. Стараться заменить греховные чувства, на богоугодные, спасительные для души. Цель поста, таким образом, в том, чтобы душа постилась от всякого греха, от всякого нечестия, от всякого порока. А пища, её количество, это уже следующее.

В наше же время, пост душевный, который на первом плане должен стоять, заменился на ограничения в пище. – Не ест скоромное, но при этом ест людей: раздражается, гневается, ссорится, клевещет, осуждает. Получается, он перед Богом не постящийся. Постящийся не должен иметь обиды, чувства злопамятства внутри себя, духа недовольства, должен принести усердную молитву Богу. Но Господь говорит, что если принёс дар свой к алтарю (а даром этим может быть – молитва, то есть чувство, обращённое к Богу), то, по словам Господним, оставь дар свой, и если ближний имеет что-то против тебя, сначала примирись с ним, попроси прощения, а потом уже приноси дар твой.

Тогда уже входи в своё сердце, возгревай чувства на алтаре своего сердца и обращай их к Богу. Пока ты не примирился, ты не можешь принести чувства, обращённые к Господу. Потому, что они осквернены злопамятством, обидой, недовольством, духом самости. Если будешь приносить Господу чувства осквернённые, то это не Ему будет жертва, а дьяволу, это будет уже духовная прелесть. Для того чтобы чувства, приносимые Богу, оставались чистыми, Господь и предписал это.

Великим постом мы хотим принести более усердную молитву Богу, и поэтому было установлено Прощёное Воскресенье. Нужно просить прощения у тех, кого ты обидел, или у того, кто на тебя обижается. Если ты кого-то обидел, то нужно внешне показать человеку, что ты лично не имеешь против него ничего. Если тебя кто-то обидел, то нужно исторгнуть из своего сердца чувства злопамятности, обиды и показать этому человеку, что ты не обижаешься, не помнишь зла тебе сотворённого. То есть, необходимо постоянно вести борьбу с проявлениями этого духа обиды и недовольства в себе. И вот тогда, как ребёнок, в простоте, приноси молитву Богу, вот тогда Он её и примет. И так всегда. Весь год. Любую молитву.

Так и в молитве «Отче наш», мы просим простить долги наши, как и мы прощаем всем должникам нашим. Мы показываем, что в настрое своем не держим никакого страстного, греховного чувства к этому человеку, который против нас согрешает, не осуждаем его, не ненавидим, не раздражаемся. В молитве мы и говорим Господу, что мы, в настрое нашего духа, простили всем должникам нашим, поэтому и просим, чтобы Бог простил нас. Отсюда и условия для прощения Господом наших грехов – чтобы мы простили всех, т.е. поимели чувства незлобия, сострадательной любви, смирения и душевной простоты.

Хотите, чтобы Бог простил вас? Приобретайте настрой души свободный от страстных чувств: неприязни, обиды, недовольства, злопамятства. А вместо этих страстных чувств возгревайте чувства: смирения, добродушия, сострадательной любви, незлобия и душевной простоты. И тогда Бог простит, лично тебя, т. е. подаст дар Благодати и покроет все твои грехи. Потому что ты незлобивый, в тебе есть сострадательная любовь, снисходительность, смирение. Только в таком настрое духа, проходимый пост будет угоден Богу. Вот почему перед началом поста – Прощеное Воскресенье.

Вот средства для спасения, они всегда при вас, вы можете всегда приобрести их, в любой момент времени, дня и ночи. Приобрести верные чувства, правильно их направить, по отношению к ближним, ко всем остальным, согрешающим против вас. Ваша судьба в ваших руках и вечность тоже, что посеешь (какой настрой души и чувства на земле своего сердца), то и пожнёшь там, за гробом.

С любовью во Христе, о.Серафим.

Теги: Без тегов
Просмотров: 4615
Рейтинг
2 голосов