Get Adobe Flash player
Главная страница Дневники пользователей Лесков Иван Васильевич - Врач-отоларинголог Китайская медицина. Как это работает

Дневники пользователей

Публичный дневник, для каждого зарегистрированного пользователя

Китайская медицина. Как это работает

Лесков Иван Васильевич - Врач-отоларинголог
Лесков Иван Васильевич - Врач-отоларинголог
Минимум лекарств!
Пользователь не на сайте
15 Март 2012 Народная медицина

В ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ
Как правильно сесть на иглу.


Твоя лечила – доктор лечила? Что давала? Аспирин? Дурак его! Лежи на там, на ты два иголка стави, хорошо буди! Этот любопытный монолог можно услышать, если прийти на прием к специалисту по иглорефлексотерапии, приехавшему с родины этого тайного искусства, то есть из Поднебесной.

Еще доктор пощупает пульс, попросит показать ему ваш язык (если вы поймете его просьбу) – и готово. Ему ясно, и чем вы болеете, и как вас лечить, а языковый барьер особого значения не имеет. Если же с доктором хочется поговорить, а китайский акцент режет ухо (ну воспитаны мы иначе, что ж тут поделать), то можно найти и русскоязычного специалиста, благо имеется в Москве и кафедра иглорефлексотерапии при Третьем (стоматологическом) московском медицинском институте, и целый институт иглорефлексотерапии, да и в институт народной медицины в городе Чэнду (интересно, где это?) наши студенты ездят теперь не столь уж и редко. Так что типичный европеец, занимающийся иголками, специалист ничуть не худший, чем патентованный китаец, пусть даже и с московской регистрацией в паспорте (о нелегалах разговор особый, это тема криминальной хроники, а не солидного журнала). Однако, прежде чем неведомыми путями тайное китайское искусство попало в Россию, оно проделало весьма долгий и тернистый путь.

Похождения цыганской иглы в Китае

Началось все аж четыре тысячи лет тому назад. Некий китайский (а какой же еще?) крестьянин, расчищая делянку под новое рисовое поле, попытался убрать камень средних размеров. Тот был скользким, крестьянин неловок, вот и уронил булыгу себе на ногу. Как положено, высказался соответствующим образом, да и обмер: головная боль, которая мучила его вот уже несколько лет, внезапно прошла. Совсем. А уже на следующее утро к камню выстроилась очередь из страдающих от мигрени жителей округи. Каждый поднимал камень, ронял себе на ногу, старательно повторял текст первооткрывателя, и, прихрамывая, отправлялся домой ждать чудесного исцеления. Позже, однако, выяснилось, что, во-первых, для исцеления вовсе не обязательно материться, затем то, что и камень на ногу ронять не нужно – достаточно лишь уколоть иглой в некую точку на тыльной стороне стопы. Нужно ли говорить, что первые иглы делали из того самого камня, и лишь только когда полностью извели валун на медицинский инструментарий, взялись за другие материалы.
Опыт самодеятельных, а потом и не очень целителей-иглорефлексотерапевтов, обобщил в своем трактате знаменитый китайский император Цинь Шихуан (тот самый, который время от времени топил в нужниках лиц с высшим образованием). Нужно добавить, что и через две с половиной тысячи лет от того времени, когда якобы он жил, неизвестно, существовал ли Цинь Шихуан на самом деле – ведь его имя в переводе с китайского означает всего-навсего «император династии Цинь». Учитывая тысячелетнюю историю этой династии, определение «царь Романов» точнее на несколько порядков. Тем не менее, трактат, хоть и в списках, существует, на него ссылаются, и нам с вами, спустя столько времени, не все ли равно, кто из китайских императоров засел вдруг за медицинские сочинения.
А вот в 1949 году та самая, с тысячелетней историей, традиционная китайская медицина в самом Китае была… запрещена. Правда, совсем ненадолго. Сделал это Чан Кайши, последний генералиссимус и по совместительству последний романтик, мечтавший сделать Китай европейским государством. Кстати, это у него почти получилось, но не в Китае, а на Тайване. Остров стал индустриальной державой уже тогда, когда у нас рассказывали анекдоты, как при запуске первого китайского спутника сто тысяч китайцев, натягивавших резинку, получили грыжу. Кстати, он собирался запретить китайцам брать взятки и справлять нужду на улице. Что из этого вышло, видно по континентальному Китаю. Впрочем, мы отвлеклись. Мао, который был большим поклонником всего истинно китайского (даже от чистки зубов отказался – полоскал рот зеленым чаем), иглоукалывание вернул на прежнее место, вместе с ушу и хунвейбинами.
Россию с методами иглоукалывания познакомил Петр Бадмаев – тоже тот еще типус, близкий друг Григория Распутина. Правда, прежде чем он приехал за длинным рублем в Петербург, он таки успел разыскать и перевести основной трактат по тибетской медицине «Чжуд-Ши», овладеть в совершенстве искусством врачевания и вообще, собрать по далеким бурятским дацанам, пожалуй, самую большую библиотеку трудов, посвященных иглорефлексотерапии за пределами Китая. Правда, после его смерти видели эту библиотеку примерно столько же людей, сколько видело и библиотеку Иоанна Грозного. Известно про нее только то, что она есть, да примерное местонахождение – где-то между Харбином и Санк-Петербургом.
Тем не менее, сейчас и без Бадмаева, лечившего дыханием дам Петербургского высшего света от мнимых болезней, доступных руководств по лечению иглоукалыванием сколько угодно (правда, внутри они выглядят переписанными друг с друга слово в слово, но это уже другая история). В общем, секрета из методов китайской медицины не делает никто. А после того, как первое любопытство уде удовлетворено, вполне правомерен вопрос: а как же это работает?

Иголки и не только

Против ожидания, традиционная китайская медицина – это не только иглоукалывание и даже не только рефлексотерапия. Иглоукалыванием занимаются в основном современные врачи, благо требует этот метод минимального инструментария и при этом совершенно не нужны какие-то расходные материалы. А ведь есть еще точечный массаж, прижигание биологически активных точек полынными сигарами (метод называется чжень-цзю (коли-жги) терапия). Есть наконец, цубо-терапия – вариант точечного массажа, когда на биологически активных точках фиксируются на несколько дней  металлические шарики или зерна злаков.

Сами китайцы выделяют в традиционной народной медицине четыре раздела: профилактический (традиционная гимнастика ци-гун), фармакотерапия (в основном траволечение, но среди китайских лекарств можно встретить и такую экзотику, как тигриные кости и растертых в порошок сушеных ящериц), рефлексотерапию и хирургию. И хотя один из отцов-основателей традиционной китайской медицины Хуато, изобретатель одноименной пищевой добавки, сам был выдающимся хирургом, за что в конце концов и пострадал, в Китае безоговорочно признали преимущества европейской хирургии, едва только с ней познакомились. Хотя и по сей день в наборах игл для традиционной терапии можно найти примитивные хирургические инструменты. Все эти методы рекомендовали применять по следующему алгоритму: пока человек еще не заболел, ему предписывалось заниматься традиционной гимнастикой, если все же с ним что-то случалось, в дело вступали специалисты-травники. Если не помогали лекарства, наступала очередь иголок, и лишь затем пациента предписывалось передать в руки хирурга (с позапрошлого века – как правило, европейца).
Цигун и рефлексотерапия основаны на учении о циркуляции по телу энергии «ци». Одно из европейских объяснений этого понятия – кровь, основывается на том, что каналы (меридианы), по которым эта энергия циркулирует, совпадают с ходом крупных кровеносных сосудов, а точнее – сосудисто-нервных пучков. На этом основано другое, более точное объяснение, что «ци» - это потоки информации, которой клетки и целые органы обмениваются между собой. Именно благодаря этому все наши органы и работают более или менее слаженно. А вот если в информационном обмене наступает сбой – нам приходится иметь дело с серьезным заболеванием, чаще всего связанным с нервными или гормональными нарушениями. Те самые биологически активные точки – это зоны, воздействуя на которые, врач может менять информацию, передаваемую по каналам циркуляции энергии «ци».
В качестве примера можно привести всем известную язву желудка. До недавнего времени врачи для ее лечения применяли хирургическую операцию, смысл которой состоял в пересечении блуждающего нерва, который отвечал за выработку желудочного сока. В результате операции кислота перестает вырабатываться, стенку желудка никто больше не разъедает, и язва благополучно закрывается. Правда, чтобы добраться до этого нервного ствола, следует ни много, ни мало вскрыть брюшную полость, а и сам желудок после такого обращения работает из рук вон плохо. Как раз во время такой операции и умер на столе наркомвоенмор РСФСР товарищ Фрунзе, ныне известный по сериалу «Московская сага».
А вот с помощью методов иглорефлексотерапии можно «перенастроить» нерв таким образом, чтобы он перестал изображать стахановца в забое и язва опять таки заживет. Справедливости ради следует добавить, что при помощи обыкновенных аптечных лекарств можно в теже сроки добиться тех же результатов…
Вообще, лечению с помощью иголок прекрасно поддаются почти все заболевания периферической нервной системы, например, радикулит, некоторые гормональные расстройства, разного рода воспалительные заболевания и даже некоторые виды бронхиальной астмы.

Как правильно сесть на иглу
Есть два способа работы врачей-иглорефлексотерапевтов. Первые работают по так называемым «рецептам», то есть следуют готовым рекомендациям на каждое известное им заболевание. Давным-давно расписано, как и на какие точки следует воздействовать при каждом конкретном заболевании. Очень часто этим рецептам несколько тысяч лет, и стало быть, и проверены они так же тысячелетиями. Но за эти тысячи лет течение заболеваний изменилось до неузнаваемости, а соблазн следовать истлевшим свиткам с едва различимыми иероглифами слишком уж велик. Однажды я нашел рецепт лечения острого насморка, рассчитанный на… 12 дней. Того самого, что при адекватном лечении проходит за неделю, а без такового – за семь дней.
Второй способ иглотерапии основан на традиционных способах китайской диагностики – по пульсу и по языку. Дело в том, что в колебании стенок сосудов, вызванных сокращениями сердца, современные врачи различают всего лишь девять параметров, а специалисты в области традиционной китайской пульсовой диагностики – 126 параметров – и это только в том случае, если они щупают пульс на запястьях. Но есть еще и позиции на стопах, на ладонях, на сонной артерии. Как правило, хороший специалист начинает с прощупывания пульса на запястьях – там где традиционно щупают пульс и европейские врачи, а затем перемещается на другие точки – в зависимости от того, что он заподозрил. Перепроверяет врач полученную информацию, осматривая язык пациента. Кстати, пульсовой диагностике научиться не в пример труднее, чем выучить, при каком заболевании и на какой день колоть многочисленные точки  на бренном теле.
Ждать при этом точного европейского диагноза не нужно. Врач улавливает состояние той самой энергии «ци» в каждом конкретном меридиане организма, а стало быть ясно, без всяких рецептов, представляет, что ему нужно делать в данный конкретный момент. Называются такие диагностические находки весьма экзотично. Например «ветер в селезенке» или же «пустота в перикарде». Какие такие ветры могут гулять в селезенке, если она даже не екает? Какая такая «пустота» может быть в перикарде, если сердце при этом до сих пор на месте, а болит всего-навсего голова?
Да Бог с ними, с этим жаром, ветром и пустотой. Есть астма, или гипертония, или, (тьфу, тьфу, тьфу) простатит, про которые и так всем все известно. Более того, известно про них уже тогда, когда вы только собрались нанести визит иглотерапевту. Китайский традиционный диагноз – рабочий момент, и ничего более, интересный самому врачу, но никак не вам. В приличных местах тот самый диагноз ставится на основании до боли знакомых УЗИ, рентгена и всевозможных анализов, по ним же отслеживаются и результаты лечения.

Подверстка
Аптекарский огород по-пекински
Традиционная китайская лекарственная терапия поразительно похожа на русское народное траволечение, с той лишь разницей, что некоторые из трав произрастают все же только в нашей средней полосе, а некоторые – исключительно на берегах Хуанхэ. Однако те растения, что растут и здесь, и там, используются совершенно одинаково и для лечения одних и тех же заболеваний. Разница состоит исключительно в названиях, причем китайские лучше в приличном обществе не произносить – не поймут. (Например, полевой хвощ, который и у нас, и в Китае используют как желчегонное средство, называется «Ли х…й»). Так что если доктор предложит купить у него «контрабандный товар», который творит чудеса, не спешите обналичиваться в ближайшем банкомате. Грудной или мочегонный сбор, который можно за копейки купить в ближайшей аптеке, скорее всего, ничем не отличается от чудесного средства в красивой экзотичной коробочке.

Теги: Без тегов
Просмотров: 6323
Рейтинг
2 голосов