Дневники пользователей
Публичный дневник, для каждого зарегистрированного пользователя
Собственно, с динамита все и началось. Альфред Нобель разбогател на том, что придумал пропитывать нитроглицерином кизельгур – пористую породу типа пемзы, в результате чего и получил динамит, сразу же нашедший огромный спрос и у честных, как лопаты, горных инженеров, и у далеких духовных предков Шамиля Полторы Ноги.
По прошествии многих лет динамитного короля замучила совесть, и он учредил фонд имени себя для поощрения молодых и не очень талантов, как-то проявивших себя на поприще науки или, на худой конец, литературы (Нобелевская премия мира – изобретение позднейшее). Впрочем, муки совести проявились не только в раздаче денежных средств товарищам ученым, но и в болезни сердца, от которой доктора потчевали стареющего Нобеля (ха-ха) все тем же нитроглицерином. Нобель жаловался на иронию судьбы, ворчал на докторов, но нитроглицерин ясти не переставал – уж очень шибко тот помогал от болей в сердце. Нобель знал, почему нитроглицерин взрывается. Почему нитроглицерин облегчает боль в сердце, не знал никто – ажно до 1980 года.
В самом деле, можно расширить сосуды – хоть в сердце, хоть в голове, а можно их сузить, причем одним и тем же веществом. Понять, почему в одном случае все происходит так, а в другом (при применении того же лекарства) вот эдак, пытались многие. В конце концов, в том самом 1980 году Роберт Фурчготт наконец-то догадался, что все дело в исходном состоянии самих сосудов. То есть если сосуды девственно чисты, они будут расширяться, а ежели испорчены многолетними, гм, излишествами – то, соответственно, сужаться, напоминаю, под действием одного и того же вещества. Другой исследователь, Фирид Мюрад, трудившийся ради процветания фармацевтического концерна Эббот, примерно в это же время выяснил, почему такое значение имеет состояние сосудов. Оказывается, что, будучи неповрежденными, они выделяют особое вещество – оксид азота, который и проделывает всю работу по расширению сосудов. Он-то и содержится в нитроглицерине, он-то и облегчает страдания застрессованным предпринимателям и чиновникам высшего ранга. (Между нами, сам этот оксид азота в большом количестве содержится в выхлопных газах и воняет гадостно).
А еще оказалось, что этот газ – опять же, за счет расширения сосудов, способствует появлению могучей эрекции, опять же, у чиновников высшего звена. Препарат, в который на этот раз запихали окись азота, дабы доставлять ее исключительно к пещеристым телам, назвали виагрой – таким вот хреновым нитроглицерином. Ну да вы эту историю знаете и сами.